Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Предложение на рынке совершенной конкуренции

Модель рынка совершенной конкуренции

Определение 1

Совершенная конкуренция – это тип рынка, характеризующийся наличием большого количества продавцов, реализующих идентичную продукцию.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими параметрами:

  • свобода доступа на рынок;
  • реализация однородной продукции;
  • большое количество продавцов однородной продукции;
  • отсутствие возможностей продавцов контролировать цены. цены устанавливаются в зависимости от спроса и предложения;
  • доля каждого участника рынка в общем объеме рыночного предложения является незначительной;
  • равенство среднего и предельного дохода хозяйствующего субъекта;
  • открытость информационных данных для всех участников рынка;
  • полнота информации о поведении хозяйствующих субъектов – конкурентов;
  • полная мобильность экономических ресурсов.

Нарушение хотя бы одного из данных требований подрывает существование совершенной конкуренции и обуславливает возникновение несовершенной конкуренции. Последняя наиболее характерна для современных рынков в связи с господством на них олигополий, монопольными тенденциями, государственным вмешательством в экономику, устойчивыми инфляционными ожиданиями и т. д. В реальной практике рынок совершенной конкуренции практически не встречается. Спецификой его функционирования является наличие «невидимой руки», которая согласно Адаму Смиту контролирует ценообразование в опоре на величину спроса и предложения. Товары на рынке совершенной конкуренции реализуются по ценам, которые равны предельным издержкам производителя. Таким образом, реализуется эффективное распределение ресурсов.

Функция предложения в условиях совершенной конкуренции

Функция предложения в условиях совершенной конкуренции характеризуется определенными особенностями. Она выражает зависимость цены от объема выпуска P(Q). Данная функция отражает объем товара, который фирма готова реализовать по определенной цене. Иными словами, отражается готовность фирмы к реализации товара при заданном уровне цен. Рыночная функция предложения, так же как и рыночная функция спроса, получается путем суммирования индивидуальных функций предложения (функций предложения отдельных фирм).

«Предложение на рынке совершенной конкуренции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рынок совершенной конкуренции, как было отмечено выше, характеризуется саморегулируемостью. Это предполагает реализацию такого объема продукции и по такой цене, которая одинаково привлекательна для обоих сторон сделки – и для продавцов, и для покупателей.

Равновесная цена (P∗) и равновесное количество (Q∗) продукции соответствуют точке пересечения кривых спроса и предложения. Графически это выглядит следующим образом:

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как видно из рисунка равновесие рынка достигается в точке P∗. В ней, каждая отдельная фирма реализуется тот объем продукции, который покупатели готовы приобрести по заданным ценам и, который обеспечивает фирме получение прибыли. Фирма не может работать себе в убыток. Потому, она не имеет возможности реализовывать продукцию по ценам, ниже себестоимости продукции. Также, реализация по ценам равным себестоимости является нерациональной для фирмы. В этом случае, достижение рыночного равновесия является невозможным.

Обозначим эту цену просто за P. P = const. Тогда TR = P ⋅ Q = const ⋅ Q.

Предложение фирмы на рынке совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами:

  1. Невозможность оказания воздействия на цену ни одним хозяйствующим субъектом.
  2. Невозможность установления цены на продукцию ни одним хозяйствующим субъектом отличной от рыночной.
  3. Возможность максимизации прибыли хозяйствующего субъекта только посредством оперирования объемами выпуска: максимизация объемов реализации.

Каждый хозяйствующий субъект, функционирующий на рынке совершенной конкуренции, стремясь максимизировать свою прибыль выбирает оптимальный объем производства. Этот объем должен быть ориентирован на спрос, поскольку, если объем производства превысит величину спроса, то фирма не получит должного объема прибыли, а, напротив, столкнется с обратным эффектом.

Рассмотрим возможности максимизации прибыли за счет роста предложения в условиях совершенной конкуренции на графике:

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На графике видно, что максимальный объем прибыли приходится в точке равенства предельной выручки предельным издержкам. Точка максимума может быть ни одной. Но в любом случае, левее данной точки функция прибыли возрастает, а правее убывает. Убывание свидетельствует о невозможности роста объемов производства без несения убытков. Каждая новая единица выпуска приводит к сокращению прибыли хозяйствующего субъекта.

Чтобы увеличить свою прибыль фирма выбирает для каждого возможного значения MR оптимальное значение MC. В условиях совершенной конкуренции значение предельной выручки при каждом значении объема выпуска совпадает со значением цены. В этой связи функция предложения каждого отдельного хозяйствующего субъекта будет считаться составным компонентом ее функции предельных издержек. Для каждого значения цены фирма выберет свое оптимальное количество производимого товара, следуя правилу MR=MC, где в данном случае MR=P. Графически это выглядит так:

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции необходимо рассматривать в двух периодах:

  1. Краткосрочный период. В это время, функционирование фирмы на рынке возможно то того момента пока ее выручка может покрывать переменные издержки. При этом уровень цен на реализуемую продукцию не должен быть ниже функции средних переменных издержек
  2. Долгосрочный период. Здесь, фирмы, сталкивающиеся с убытками не могут продолжать свое существование на рынке. Происходит снижение величины предложения и сдвижение кривой предложения влево.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции фирма может принять решения остаться на рынке при несении убытков только при условии равенства прибыли TR - VC – FC и при превышении величины убытка суммы переменных издержек: Убыток > FC. Если в точке своего максимума фирма не способна покрывать свои переменные издержки, то убытки ведут к невозможности дальнейшего функционирования фирма на рынке.

Дата последнего обновления статьи: 26.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot