Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поведение доминирующей фирмы на рынке: ценовые и неценовые стратегии приобретения и сохранения доминирования

Определение 1

Доминирующая фирма – это фирма-лидер, которая обладает рыночной властью при наличии на рынке большого числа фирм-аутсайдеров, т.е. имеет возможность оказывать влияние на уровень рыночной цены и иным образом использовать стратегические преимущества своего доминирующего положения на рынке.

Сущность доминирования на рынке

В современной экономике существуют рынки с особой структурой. Фактически они представляют собой гибрид монополии, олигополии и совершенной конкуренции. На рынке подобного типа действует, как правило, одна фирма, которая обладает рыночной властью, за счет чего она способна оказывать определяющее влияние на условия рыночного равновесия. Данная фирма называется доминирующей фирмой или фирмой-лидером. Однако кроме нее на рынке еще присутствует некоторое число фирм-аутсайдеров, которые называются конкурентным окружением.

Согласно действующему законодательству, доминирующей может быть признана фирма, которая удерживает под своим контролем от 50% до 100% рынка. Следовательно, доминирование можно определить как главенствующее положение одного из хозяйствующих субъектов или его продуктов в сравнении с другими субъектами и продуктами. В свое время доминирующими фирмами были такие компании, как «Kodak», «IBM», «General Electric», «Boeing», «General Motors».

Удержание фирмой своего доминирующего положения не рассматривается экономистами в качестве антиконкурентного поведения. Это связано с тем, что конкуренция подталкивает товаропроизводителей в целях повышения эффективности производства к образованию крупных интегрированных структур, которые способны затем занять на рынке доминирующее положение.

Причины доминирования фирмы и особенности ее поведения

Доминирующая фирма, как и любая коммерческая организация, нацелена на максимизацию извлекаемой прибыли. Причем если доля доминирующей фирмы на рынке очень высока, то она фактически начинает себя вести на рынке как чистая монополия, которая способна установить цену на продукцию выше, чем ее предельные выручка и издержки.

«Поведение доминирующей фирмы на рынке: ценовые и неценовые стратегии приобретения и сохранения доминирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В настоящее время в экономической науке популярность получает концепция, в соответствии с которой целью деятельности целой группы фирм является не максимизация прибыли, а максимизация своей доли на рынке, т.е. завоевание доминирующего положения на рынке. Данная цель может быть достигнута компаниями в результате осуществления одного из следующих событий:

  • Получение и использование определенных исключительных прав (патентов, разработок и т.п.);
  • Получение одной из торговых марок общей известности и признания;
  • Проникновение на рынок крупного конкурента;
  • Обладание преимуществами в производственных издержках на единицу продукции (в силу более эффективного использования ресурсов, накопленного опыта, экономии на масштабе);
  • Выпуск продукции более высокого качества (в силу внутренних свойств продукта, рекламы, репутации фирмы, приверженности покупателей данной марке);
  • Заключение картельного соглашения группой относительно небольших фирм.

Ценовые стратегии доминирования фирмы

Ценовая стратегия доминирования фирмы на рынке во многом заключается в ее установлении новой цены на товар. Соответственно, фирмы, которые составляют конкурентное окружение, следуют примеру фирмы-лидера.

Ценовые стратегии доминирования фирмы на рынке базируется на следующих предпосылках:

  • Фирма-лидер является доминирующей на рынке в силу более низких издержек производства;
  • Фирмы-аутсайдеры соглашаются на цену фирмы-лидера, выступая в данном случае в качестве ценополучателей;
  • В краткосрочном периоде на рынке сохраняется стабильное число фирм (они не могут ни входить на него, ни выходить);
  • Доминирующей фирме известна функция рыночного спроса, в соответствии с которой устанавливается цена на продукцию;
  • Доминирующая фирма способна предсказать объемы производства фирм-аутсайдеров при каждом уровне цен.

Доминирующая фирма, зная величины и рыночного спроса, и рыночного предложения, назначает в качестве рыночной предпочитаемую ею цену. Фирма-лидер обычно позволяет по этой цене свободно торговать другим участникам рынка (конкурентам). Те, в свою очередь, исходя из рыночной цены, воспринимая ее как предельную выручку, определяют оптимальный объем своего выпуска (в ситуации равенства предельных издержек и рыночной цены).

Если фирма-аутсайдер неспособна организовать неубыточное производство при заданном доминирующей фирмой уровне рыночной цены, то она вынуждена уйти с рынка. По сути то же самое справедливо и для новых фирмы – цена фирмы-лидера является для них одним из барьеров для входа на рынок.

Неценовые стратегии доминирования фирмы

Доминирующая фирма способна использовать неценовые барьеры для входа на рынок новых участников, которые потенциально могут перехватить доминирующее положение. Основными из них являются следующие барьеры:

  • Дополнительные инвестиции в оборудование;
  • Дифференциация продукта;
  • Стратегическая вертикальная интеграция и вертикальные ограничения.

Доминирующая фирма, как правило, располагает избыточными производственными мощностями по сравнению с величиной спроса. Если возникнет угроза входа на рынок новой фирмы, то доминирующая фирма может увеличить выпуск до уровня запретительного, что повысит уровень необратимых издержек фирмы (т.е. необходимых инвестиций в оборудование).

Кроме того, для предотвращения входа на рынок новых фирм доминирующая фирма может заполнить рынок значительным количеством взаимозаменяемых товаров (субститутов). Из-за этого новой фирме будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок.

Также вход потенциальных конкурентов на рынок может быть предотвращен посредством широкого распространения доминирующей фирмой практики заключения долгосрочных контрактов с поставщиками сырья и с покупателями продукции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot