Понятие и мотивы нерационального поведения потребителей
Нерациональное поведение потребителя – это неверное принятие решения о приобретении конкретных товаров или услуг, характеризующееся неразумностью, нецелесообразностью выбора, отсутствием учета собственных выгод, сопоставления их с затратами.
Основными признаками такого поведения являются:
- отсутствие предварительного анализа совершаемых действий;
- отсутствие оценки своих потребительских возможностей;
- вера в достижение положительных результатов без понимания методов и средств, которые для этого требуются и оценки реальных угроз принятия того или иного решения.
Основные мотивы нерационального поведения потребителей:
- Сиюминутная потребность. Она предполагает моментальное удовлетворение той или иной острой потребности, желания, которое настолько сильно, что не позволяет потребителю рационально мыслить. Например, потребление некоторых товаров (алкоголь, сигареты, пища в больших количествах) может быть связано с сиюминутным удовольствием без оценки дальнейших отрицательных последствий, которые разделены во времени.
- Противоречие между инстинктом и удовольствием. Оно связано с тем, что потребители зачастую руководствуются своими инстинктами. Однако, между ними и получением удовольствия от потребления имеется противоречие. Оно характеризуется тем, что потребление сопровождается получением удовольствия, если имеет место контраст между лишением и получением какого-то блага. Когда этого контраста нет, то потребление, основанное на инстинктах, приводит к дискомфорту. Выбор потребителя становится нерациональным. Зачастую, потребители ориентируются на совершение выбора в пользу комфорта, поскольку, инстинкты и современное развитое общество подталкивают к этому.
- Неразвитость способностей, отсутствие опыта рационального потребления. В отличие от первой причины усилия (боль), связанные с приобретением навыков потребления, предшествуют удовольствию от самого потребления, причем, усилия надо затратить сразу, а удовольствия от потребления неопределенны, сомнительны, отдалены во времени и имеется риск их неполучения. Требуется формировать навыки потребительского выбора с детства.
- Отсутствие достоверной информации о качестве товаров или услуг, ценах, времени их оптимального приобретения.
Помимо этого, причины нерационального поведения потребителей, могут иметь скрытый характер. Таковыми причинами являются:
- подражание. Оно связано с желанием действовать как все. Это упрощает жизнь и не дает выделяться в обществе;
- заражение. Оно связано с перенятием чужого настроения, направлений поведения, форм реагирования. К примеру, кто-то предпочитает пить чай определенного бренда. При его высокой стоимости, которая не вписывается в бюджет конкретного потребителя, он приобретает чай данного бренда;
- внушение. Оно связано с подверженности воздействию других потребителей, являющихся более авторитетными в какой-то сфере. Например, врач советует заменить лекарство того же действия на другое или кондитер утверждает, что вы должны приобрести самые вкусные булочки там - то и там-то;
- необходимость расслабления. Усталость, стрессы приводят к потребности их снятия. Индивид может купить шоколад, когда ему запрещено его употребление или алкоголь;
- тенденции моды. Они отражают потребность быть индивидуальностью или, напротив, выделяться в массах;
- паника населения. Инфляционные ожидания, экономические кризисы, зачастую, приводят к совершению необдуманных потребительских поступков;
- ситуативность потребления. На потребление могут оказывать воздействия конкретные условия и обстоятельства;
- уход от риска. Он означает, что потребитель не готов рисковать для получения больших выгод, поскольку имеется риск не получения желаемого вообще;
- совершение выбора для утверждения своего социального статуса и положения в обществе. Идет ориентация на одобрение его потребления окружающими в ущерб своим желаниям и возможностям.
Нерациональное поведение потребителя приводит к тому, что его спрос принимает нерациональные формы проявления.
Нерациональный спрос потребителя
Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, формирующийся в ходе нерационального поведения потребителя, обусловленного сиюминутными желаниями и иными мотивами без оценки ожидаемых угроз и возможностей потребления.
Нерациональный спрос возникает под воздействием неценовых факторов на выбор потребителя. Как правило, выбор делается в пользу товаров и услуг более низкой стоимости. Однако, в ряде случаев, потребители могут выбирать более дорогостоящие товары, товары, на которые цена выросла в данный момент времени. Причем, на выбор потребителей не влияют потребительские свойства товаров и услуг.
Нерациональный спрос подразделяют на несколько типов, в зависимости от факторов, которыми он обусловлен.
Таким образом, выделяют:
- Спрос, обусловленный эффектом присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие.
- Спрос, обусловленный эффектом сноба. Он связан с желанием выделиться, показать свою индивидуальность. Правда, и в этом случае отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Спрос отдельного потребителя изменяется пол воздействием спроса на товар или услугу конкретного вида со стороны других потребителей.
- Спрос, обусловленный эффектом Веблена. Он связан с приобретением товаров для произведения впечатления на других. Товары приобретаются по мере роста их цены - чем выше цена, тем выше спрос. Такой спрос формируется ввиду желания людей повысить свой социальный статус путем приобретения дорогостоящей вещи, недоступной для других.
Кроме того, в условиях высоких инфляционных ожиданий наблюдается спекулятивный спрос. Он, также является следствием нерационального поведения потребителей и проявляется в приобретении ненужных товаров, их избыточном потреблении в ожидании роста цен на них в будущем.