Рыночное ценообразование – это механизм установления цен на продукцию, посредством взаимодействия спроса и предложения.
Рыночное ценообразование предполагает установление цены на продукт в таких параметрах, которые устраивают и продавца, и покупателя. Это означает, что по установленной цене потребители готовы приобрести определенный объем товара, а продавцы его реализовать.
Рыночное ценообразование зависит не только от параметров спроса и предложения. Оно подвержено воздействию иных экономических факторов, колебаниям рыночной конъюнктуры, внутренним аспектам деятельности хозяйствующего субъекта и его маркетинговой стратегии.
Формирование цен на продукцию реализуется каждым производителем в ориентации на максимизацию прибыли. Любой производитель стремится продавать свой товар по максимально высокой цене и как можно в больших количествах (с учетом возможностей производства).
По идее рыночное ценообразование обеспечивает реализацию такого объема продаж, который актуален в текущих условиях рыночного спроса. Однако, зачастую, рыночный механизм дает сбои, и процесс ценообразования становится неэффективным.
Сущность рыночной неэффективности
Рыночная неэффективность – это состоянике рынка, при котором время поступления информации меньше времени отклика на информацию.
Рыночную неэффективность можно представить и состоянием рынка, при котором существенная информация актива становится доступной рыночным субъектам через определенное время. Это означает, что информация отражается на цене товара и заставляет участников рынка быстро реагировать на данные изменения. Однако, зачастую возникают ситуации, при которых информация становится доступной не сразу или же реагирование на нее субъектов рынка происходит с задержкой, обусловленной различными факторами.
Таким образом, рыночная неэффективность сопряжена со скоростью информационной обеспеченности сделки и реагированием на нее. При этом, важно отметить, что установление актуальной цены и приход рынка к равновесию будет реализован. Однако, это может потребовать прохождения через стадию рыночной неэффективности.
Зачастую, неэффективность рыночного ценообразования возникает при производстве общественных благ. В условиях их создания возникают парадоксы, касающиеся принятия решений о той или иной цене. К примеру, установление одних цен может быть чревато необходимостью исключения из производства другого значимого блага. В этой связи происходит неэффективное ценообразование.
Асимметричность рыночной информации
Зачастую неэффективность рыночного ценообразования бывает связана с неполнотой и неточностью информационных данных. Участники рынка при принятии своих решений оказываются не полностью информированными о качестве благ и факторов производства. Получение информации о качестве товара стоит дорого, поэтому чаще всего продавцы знают о характеристиках блага гораздо больше, чем покупатели. Ситуации асимметричной рыночной информации встречаются в реальной жизни повсеместно. Нехватка информационного обеспечения ведет к неэффективности установления цен на рынке. Возможны ситуации установления завышенных и заниженных цен на тот или иной товар или услугу. Асимметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие незначительно, а в других огромно.
Источниками возникновения асимметричности рыночной информации являются:
- ненадежность данных о том или ином товаре, услуге, поставщике. Как правило, проверка данных влечет за собой дополнительные траты: временные, трудовые, материальные. Потому, не всегда реализуется проверка данных. Кроме того, информация может устаревать, изменяться в разных условиях и усваиваться неравномерно;
- плохая информационная ориентированность, заключающаяся в неверности выбора информационных данных из их множества;
- огромные объемы информации о конкретном объекте или процессе, сбор которой характеризуется высокими затратами и трудоемкостью;
- разные способности рыночных субъектов в отборе, сборе, распределении и использовании информационных данных. Имеются и когнитивные ограничения в восприятии информации, в ее правильном понимании и оценке, что связано с особенностями человеческого мышления;
- возможности хозяйствующих субъектов контролировать лишь рыночные цены, при этом рыночный спрос и объемы выпуска конкурентов им неизвестны. Это приводит к неадекватному анализу поведения конкурентов при смене ими ценовой политики. К примеру, снижение цены может быть воспринято фирмой как следствие увеличения выпуска продукции конкурентами, а на самом деле оно обусловлено сокращением спроса.
Асимметричность распределения информации дает информационные преимущества одной из сторон рыночных отношений. За счет разнородных факторов внешнего воздействия происходят изменения внешней среды, приводящие к неопределенности экономических процессов, рискам и асимметрии рыночной информации.
Информационная асимметрия бывает двух основных типов:
- Объективная асимметрия. Она связана с результатами несовершенной конкуренции.
- Субъективная асимметрия. Она связана с различием человеческого интеллекта, вариативностью способностей усвоения информации, различиями человеческого познания.
Таким образом, асимметрия информации ведет к снижению эффективности ценовой конкуренции и неэффективности рыночного ценообразования в целом. Асимметрия информации лежит в основе ценовой дискриминации. Один и тот же продукт может продаваться в разных упаковках по разным ценам под разными названиями. Асимметрия информации негативно сказывается не только на потребителях. Хозяйствующие субъекты зачастую сталкиваются с проблемами недополучения прибыли даже в условиях монопольной рыночной власти в силу асимметрии информации.
Таким образом, неэффективность рыночного ценообразования в силу асимметрии информации требует вмешательства сторонних сил (как правило, осуществляется государственное регулирование рыночного ценообразования).