Причины циклического в экономике
Впервые в истории экономической науки вопросы природы и причин периодически повторяющихся кризисов были затронуты еще Карлом Марксом. Именно Маркс определил, что цикл включает четыре основные фазы, а также попытался максимально углубиться в суть кризиса, раскрыть его роль и значение для общественного воспроизводства. Ученый в качестве основных причин кризиса выделял следующие факторы:
- противоречие между производством и потреблением (темпы роста производства опережают потребление, вследствие чего происходит кризис перепроизводство);
- противоречие между жесткой организацией производства на отдельных предприятиях и стихийным, нерегулируемым характером рыночной системы;
- ограничения срока службы основного капитала (каждые 7-8 лет основные фонды предприятий морально и физически устаревают, а их замена совпадает с фазой оживления в производстве; периодическое обновление основного капитала задает временной параметр фаз экономического цикла).
В целом же, наряду с факторами, указанными в трудах К. Маркса, в экономической теории рассматривались самые различные причины экономических циклов:
- разница во времени кругооборота капиталов в различных отраслях, при тесной их взаимосвязи;
- развитие ссудного процента;
- избыток сбережений у населения и, как результат, дефицит инвестиций в производство (Джон Мейнард Кейнс);
- превышение темпов роста производства средств производства темпов производства предметов потребления (А. Шпитгоф, М. Туган-Барановский);
- соотношение оптимизма и пессимизма в экономической деятельности общества (А. Пигу, В. Парето);
- войны, революции, милитаризация экономики, катастрофы и т. д.;
- слишком высокие темпы роста народонаселения (Т. Мальтус);
- связь циклических колебаний в экономической системе с календарем президентских выборов (У. Нордхауз);
- изменения уровней солнечной активности.
- При всем огромном разнообразии причин экономических циклов, их всех можно свести к одной фундаментальной причине, которая заключается в нарушении соответствия между совокупным спросом и совокупным предложением, совокупными расходами и совокупным объемом производства.
Антициклическое регулирование экономики
Для противодействия разрушительным последствиям экономических циклов государства прибегают к антициклическому регулированию экономики. Сама же целесообразность государственного антициклического регулирования обуславливается тем, что периодически, с определенной регулярностью повторяющиеся циклы, в целом могут оказывать больше дестабилизирующее, нежели полезное воздействие на экономику.
Для этого государство стремится несколько сгладить негативные последствия циклических колебаний.
Существует два основополагающих подхода в выборе методов антициклического регулирования:
- неокейнсиаский;
- неоконсервативный.
Первый подход основывается на регулировании государством совокупного спроса, а второй – совокупного предложения.
Для более глубокого понимания неокейнсианской концепции антициклического регулирования, следует ввести понятие «эффекта акселератора». Так, ученые-экономисты, при анализе среднесрочных экономических циклов, пришли к такому выводу, что изменение совокупного спроса на потребительские товары в подавляющем большинстве случаев вызывает более значительное изменение в спросе на инвестиционные товары. Другими словами, незначительное увеличение спроса на готовую продукцию практически всегда ведет к еще большему спросу на факторы производства, посредством которых данная продукция производится. Или же наоборот, когда происходит пусть даже незначительное уменьшение спроса на готовую продукцию, это приводит к гораздо большему сокращению спроса на факторы производства. Данная зависимость и есть, так называемый «эффект акселератора».
Стоит также отметить, что между тем периодом, когда возникает рост совокупного спроса на потребительские товары и периодом возрастания инвестиций в средства производства всех этих товаров должно пройти определенное время.
Неоклассики и монетаристы, подвергают критике макроэкономическое прогнозирование за его несовершенство, а также указывают на существование значительных временных лагов (запаздываний в принятии властных решений). Также они считают, что свобода действий государства в сфере антициклического регулирования должна быть значительно ограничена. То есть, акцент делается на способности рыночного механизма к саморегулированию, а ошибки конъюнктурной политики рассматриваются в качестве главного источника нестабильности и экономических потрясений. То есть, простыми словами, государство своим чрезмерным вмешательством лишь вредит, а потому его полномочия следует максимально ограничить, оставив лишь некоторые функции в сфере монетарной и фискальной политики.
Монетаристы убеждены, что решающее значение для характера изменения номинального и реального ВВП имеет характер изменения объема денежного предложения. Сторонники концепции монетаризма утверждают, что рост денежного предложения необходимо поддерживать на постоянном уровне, поскольку именно объем монетарной массы определяет уровень производства в краткосрочном периоде, а также темп инфляции в долгосрочной перспективе.
По мнению монетаристов, бюджетная политика, не оказывает сколь-либо значительного воздействия на экономическую систему, за исключением, возможно, тех случаев, когда рост налоговой нагрузки влияет на объем денежной массы и темп ее роста. Монетаристы считают, что следует отказаться от активного применения фискальной политики в качестве средства экономической стабилизации. Нужно лишь установить строгую зависимость между налогами и государственными расходами.
Основными проводниками антициклического регулирования, по мнению последователей учения М. Фридмана, должны выступать Центральный банк, который претворяет в жизнь монетарную (денежно-кредитную) политику, а также правительство, основной прерогативой которого является фискальная политика. Основная задача этих органов государственной власти заключается, во-первых, в совместном определении потребности в корректировке совокупного спроса, а во-вторых – в поиске наиболее оптимальной комбинации денежно-кредитных (монетарных) и фискальных (бюджетно-налоговых) мер.
Таким образом, методы государственного антициклического регулирования сводятся к противодействию подобного рода колебаниям. В кризисный период или в фазе депрессии, когда имеет место негативная рыночная конъюнктура государство предпринимает все возможное для того, чтобы активизировать деловую активность в экономике. В период оживления или «бума» государство стремится немного сдержать деловую активность во избежание так называемого «перегрева» экономики.
Антициклическое регулирование включает также применение таких стабилизаторов, как: регулирование подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль фирм, субсидии для сельского хозяйства, пособия по безработице и т. д. В частности, уровни безработицы и деловой активности достаточно эффективно регулируются посредством увеличения государственных расходов и снижения налогов в период рецессии (или наоборот – путем повышения налогов и сокращения государственных расходов в период экономического бума).
Благодаря государственному антициклическому регулированию, в большинстве случаев кризис перестает нести разрушительные последствия для экономики, а сама кризисная фаза экономического цикла сводится лишь к замедлению темпов роста. В современных условиях антициклическое регулирование становится важнейшим фактором ослабления глубины экономических кризисов, удлинения фазы подъема, сокращения фаз кризиса и депрессии, а также иных форм модификации экономического цикла. Тем не менее, оно все же не способно в полной мере, на все 100% преодолевать объективный циклический характер общественного производства и полностью устранять его противоречия.