Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кредитные рейтинги и показатели финансовой деятельности компаний

Сущность и значение кредитного рейтинга

Замечание 1

Кредитный рейтинг – это показатели кредитоспособности хозяйствующего субъекта, его платежеспособности и благонадежности, используемые для оценки рисков кредитования той или иной организации.

Каждая компания ориентируется на формирование высокого кредитного рейтинга, который позволяет беспрепятственно брать кредиты и повышает шанс получения кредитных ресурсов.

Кредитный рейтинг выступает удобным инструментом оценки кредитного потенциала хозяйствующего субъекта.

Формирование кредитного рейтинга реализуется на основе формирования банками кредитных историй заемщиков. Целевым назначением кредитного рейтинга является предвидение возможных просрочек по уплате кредита заемщиками, допущение просрочек на сумму свыше 500 рублей и задержек выплат длительностью более трех месяцев. Таким образом, кредитный рейтинг отражает способности заемщиков возвращать кредитные ресурсы в полном объеме и без просрочек.

Единой формулы расчета или требований к кредитному рейтингу нет. Каждое бюро кредитных историй рассчитывает его исходя из своих критериев. Они формируются каждым бюро на основании разработанной им стратегии оценки кредитных рисков и ориентиров деятельности. функционирует несколько бюро кредитных историй, которые заключают договора сотрудничества с кредитными организациями, на основании которых они передают данные по кредитованию в них. Возможно заключение договоров одновременно с несколькими бюро и передача данных в несколько бюро.

Показатели и факторы формирования кредитного рейтинга

Основными показателями, на основании которых формируется кредитный рейтинг, являются:

  1. Возраст кредитной истории. Кредитная история должна иметь определенный период своего существования. Для заемщиков с малым периодом кредитной истории (как правило, менее года) возникают трудности с одобрением кредитов.
  2. Большое количество запросов на проверку кредитной истории. Если кредитную историю одной организации запрашивали неоднократно в течение короткого промежутка времени, то это принимается в качестве негативного показателя кредитного рейтинга и обуславливает его снижение.
  3. Наличие просрочек по выплатам кредита. Влияет количество просрочек, длительность, частота. Чем больше сумма или период просрочки, тем ниже кредитный рейтинг заемщика.
  4. Количество совершенных платежей после просрочки. Чем больше платежей вносится после совершенной просрочки, тем более высокий рейтинг ставится заемщику.
  5. Неимение информационных данных по кредитам. Имеется в виду отсутствие данных по кредитным запросам заемщика и выданным кредитам. Пустая кредитная история, также, является показателем, влияющим на снижение кредитного рейтинга. Это обусловлено незнанием бюро дальнейшего поведения заемщиком, отсутствие данным по своевременности и полноты выплат.
  6. Наличие взятых кредитов и займов. Чем больше их количество и сумма, тем ниже кредитный рейтинг.
«Кредитные рейтинги и показатели финансовой деятельности компаний» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, основными факторами формирования кредитного рейтинга являются:

  • количество взятых кредитов на текущий временной период;
  • сумма, имеющихся долговых обязательств;
  • технические просрочки по уплате кредитов;
  • отсутствие кредитов;
  • суммы просрочек;
  • длительность просрочек;
  • систематических характер просрочек;
  • величина проданных кредитов коллекторам.

На основании данных показателей формируется скоринговый бал, отражающий кредитный рейтинг заемщиков.

Значения кредитного рейтинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Значения кредитного рейтинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Финансовый анализ деятельности компании как основа присвоения кредитного рейтинга

Финансовый анализ – это оценка деятельности хозяйствующего субъекта, на основании расчета финансовых показателей, ориентированная на выявление финансовой устойчивости, платежеспособности, выявление текущих проблем и перспектив дальнейшего развития.

Зачастую, у кредитной организации возникаю клиенты, не имеющие кредитной истории. Оценить риски выдачи кредитов в таких ситуациях довольно сложно. Банки не могут понять насколько надежным заемщиком является клиент и как он будет исполнять свои долговые обязательства. При отсутствии кредитной истории для оценки платежеспособности клиента могут быть рассмотрены показатели его финансовой деятельности. Как правило, банки опираются на данные аудиторской проверки, носящей независимый характер. В ней отражаются показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности хозяйствующего субъекта, оцениваются риски утраты платежеспособности в ближайшей перспективе и выявляется потенциал развития.

Финансовый анализ компании включает в себя следующие направления:

  1. Изучение истории развития компании. Рассматриваются вопросы, как и когда образовался бизнес, каковы были его целевые ориентиры в разные периоды деятельности.
  2. Исследование отдельных сегментов деятельности компании. Оценивается диверсификация деятельности и наличие горизонтальной или вертикальной интеграции ведущего направления деятельности.
  3. Анализ ключевого продукта деятельности. производится оценка эластичности спроса по цене и исключительности предложения, что является гарантией продолжения деятельности в ближайшей перспективе, роста и развития.
  4. Оценка потребителей. Рассматривается количество охвата рынка, наличие постоянных покупателей, зависимость от них.
  5. География деятельности. Рассматривается местонахождения компании и экспортные направления ее деятельности.
  6. Оценка стратегических направлений развития и целевых ориентиров на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Это позволяет оценить в каком направление движется развитие компании.
  7. Рассмотрение типа компании. Оценивается является ли компания растущей и развивающейся, стабильно функционирующей или стагнирующей, дивидендной фишкой и др.
  8. Оценка финансовых показателей и мультипликаторов. Рассматриваются доходности деятельности – рентабельность активов, капитала, чистой прибыли, валовой прибыли, выручки, коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и платежеспособности. Сопоставляются данные по наличию капитальных средств и чистой прибыли, проводится сопоставление абсолютных показателей и относительных в течение ряда лет. С помощью анализа финансовых показателей можно сделать вывод о том, в каком положении находится компания относительно конкурентов. Потому, проводится сопоставление финансовых показателей с отраслевыми и национальными.

Также, может быть оценена инвестиционная привлекательность заемщика. Она проводится на основе финансовых показателей, а также оценки инвестиционных банков, составляющих рейтинги инвестиционной привлекательности компаний.

Дата последнего обновления статьи: 11.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot