Интеллектуальные ресурсы общества – это совокупность интеллектуальных ресурсов отдельных граждан, а также их коллективов и сообществ.
Носителями интеллектуального ресурса выступают граждане отдельных территорий и территориальных образований. Данные ресурсы играют особую роль в общественном развитии.
Роль интеллектуальных ресурсов в общественном развитии
Интеллектуальные ресурсы обладают специфическими характеристиками, придающими им особую роль в социальном развитии. Эта роль связана со следующими аспектами их функционирования:
- являются наименее используемой и слабо исследуемой характеристикой трудовых ресурсов;
- возможность воспроизводства данного ресурса. Происходит его противопоставление сырьевым и минеральным ресурсам и иным природным богатствам, которые ограничены и невоспроизводимы;
- эффективность использования ресурса за счет наличия у него способности выступать «эффективной добавкой» и для человеческого и природного ресурса. Его эффективность обеспечивается возможностями повышения квалификации работников, использованием более эффективных технологий добычи и переработки ресурсов людьми, за счет их интеллекта и развития новых технологий;
- наличие универсальных свойств интеллекта обеспечивать повышение эффективности всех ресурсов и на всех стадиях воспроизводственного цикла придавая социально-экономическому развитию возможности устойчивого, сбалансированного и социально-ориентированного расширенного воспроизводства на интенсивной основе;
- наличие способностей обеспечения развития всех сфер общества – политической, экономической, социальной, культурной, духовной, а также развития мирового сообщества.
Таким образом, можно сказать, что интеллектуальный ресурс обладает универсальным свойством, позволяющим ему стимулировать развитие всех сторон, всех сфер жизни и деятельности.
Структура интеллектуального ресурса общества
Интеллектуальный ресурс общества представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
- Интеллект отдельного индивида, гражданина общества. Он выступает работником конкретной организации и применяет свои знания, навыки, творческие способности, опыт для реализации определенной деятельности, приводящей к созданию продукции, научно-техническим разработкам, новым открытиям.
- Интеллектуальные ресурсы хозяйствующих субъектов. Они формируются из совокупности интеллектуальных ресурсов отдельных индивидов. Являющихся сотрудниками конкретной организации. От уровня интеллектуального развития каждого сотрудника зависит общий уровень интеллектуального ресурсного обеспечения хозяйствующего субъекта.
- Интеллектуальный ресурс отдельных ведомств и институтов национальной экономики.
- Интеллектуальный ресурс регионов.
- Интеллектуальный ресурс государства. Он складывается из интеллектуального ресурса отдельных граждан, ресурса предприятий, отдельных институтов, регионов.
Развитие интеллектуального ресурса происходит последовательно и представляет собой системный процесс, в котором принимают участие все члены общества и все его институциональные формы организации. Он ориентирован на формирование системы общественного воспроизводства. Общество, через систему образования и воспитания, финансирования науки и формирования научных способностей населения через общественные и государственные фонды, советы, олимпиады формирует у населения совокупность общих и специальных знаний.
Следует отметить, что в структуре интеллектуальных ресурсов, в составе интеллектуальных ресурсов предприятия особое место отводится кадровому потенциалу.
Кадровый потенциал предприятия - это общая (количественная и качественная) характеристика персонала хозяйствующего субъекта, выступающего важным видом ресурсов, ориентированных на выполнение определенных задач, касающихся достижения целей деятельности хозяйствующего субъекта.
Кадровый потенциал включает в себя потенциальные возможности работников, которые могут быть использованы в направлении для конкретных целей и в направлении основной деятельности хозяйствующего субъекта. При этом, потенциал каждого сотрудника может быть как раскрыт, так и подавлен в рамках функционирования конкретного хозяйствующего субъекта, конкретной среды коллектива.
Формы применения интеллектуальных ресурсов
По формам использования интеллектуальные ресурсы бывают:
- Физические ресурсы. Они включают в себя сенсорные способности, навыки передвижения, пространственной ориентации. Экономическая эффективность этих ресурсов состоит в снижении затрат на оплату расходов по болезни, расходов на санаторное лечение.
- Ментальные ресурсы. Они связаны с навыками системного и аналитического мышления, что позволяет достичь роста производительности труда.
- Эмоциональные ресурсы отражают наличие навыков самоконтроля, саморегуляции поведения. Они позволяют эффективно организовать трудовой процесс, соблюдать дисциплинарные требования и обеспечивают рациональность ведения деятельности.
- Социальные ресурсы. Они включают в себя навыки коммуникативного взаимодействия, способности к приспособлению к изменчивости социальной среды, навыки взаимодействия в трудовом коллективе. Это позволяет экономить издержки на координацию совместной деятельности.
- Духовные ресурсы. Они отражают навыки включения в производственный процесс, трудовую деятельность. Это, так сказать вдохновение, побуждающее к качественному выполнению трудовых операций. Такие ресурсы позволяют повысить производительность труда в силу полного вовлечения сотрудников в трудовой процесс.
- Глубинные ресурсы. Они связаны с навыками изменения, совершенствования своих знаний, навыков деятельности. Такие ресурсы позволяют экономить на адаптации к быстро меняющимся экономическим реалиям.
Формы проявления интеллектуального ресурса каждой конкретной личности зависят от ее психических параметров. Они индивидуальны, это необходимо учитывать в организации трудового процесса с применением интеллектуальных ресурсов.