Совокупное потребление – это сумма расходов денежных средств населения, которые осуществляются им с целью приобретения товаров, работ, услуг.
Общие сведения о совокупном потреблении и сбережении
В экономической теории (точнее говоря, в разделе макроэкономики) принято проводить анализ всей той массы продукции, которая была произведена обществом. Концентрированным выражением этой массы является валовый внутренний продукт. Если из него вычесть все налоговые платежи, амортизацию и прибавить к нему сумму трансфертов, то получится такой показатель, как располагаемый доход (т.е. личный доход населения после уплаты налогов).
Располагаемый доход, как правило, распадается на две части – на совокупное потребление и на совокупное сбережение. Это значит, что люди поступают с деньгами одним из следующих способов – либо тратят их на совершение какой-либо покупки (так называемое, потребление), либо откладывают их на потом, формируя резервы и перенося часть своего потребления на будущие периоды (так называемое, сбережение).
Соотношение уровней потребления и сбережения является одним из ключевых аспектов развития экономических систем. Это связано с тем, что сбережения по идеи должны возвращаться в экономику в форме инвестиций. А инвестирование вызывает к действию эффект мультипликатора – рост инвестиций провоцирует еще больший рост (в процентном выражении) национального дохода. Т.е. экономика начинает развиваться.
Тесная взаимосвязь сбережений и потребления требует не меньшее внимание уделять изучению последнего макроэкономического явления.
Понятие совокупного потребления и его функция
Совокупным потреблением называют суммарные расходы граждан на покупку тех или иных видов продукции, представленных в национальной экономике. Объем совокупного потребления обычно описывается следующей функцией линейного типа: C = a + b x (Y – T), где:
- С – это величина потребительских расходов;
- a – это автономное потребление, т.е. та потребительская корзина, которую человек будет приобретать и потреблять при любом уровне дохода;
- b – это предельная склонность к потреблению, т.е. соотношение изменения величины потребления в результате какого-либо изменения в структуре и величине располагаемого дохода, которое преимущественно определяется эмпирическим путем (формируется на основе поступков людей в каждом индивидуальном случае);
- Y – это величина непосредственного личного дохода человека;
- T – это сумма налоговых и иных обязательных платежей;
- (Y – T) – это величина располагаемого дохода человека.
Характеристика факторов, влияющих на совокупное потребление
Для того, чтобы установить точную величину совокупного потребления, а также объяснить и предсказать ее динамику, необходимо иметь представление об основных факторах, которые оказывают существенное значение на совокупное потребление. На данный момент выделяют следующие факторы:
- уровень доходов человека;
- наличие или отсутствие заранее сформированных сбережений и их величина;
- уровень цен в стране и их динамика (инфляция);
- ожидания производителей и потребителей по поводу характера дальнейшего развития экономики;
- особенности налогообложения (ставки, объекты, вычеты и т.д.)
- текущая процентная ставка и другие индикаторы, которые определяют уровень доходности от инвестирования средств;
- степень политической и социально-экономической стабильности в обществе и др.
Основным фактором, которое оказывает влияние на совокупное потребление, является величина дохода. Именно исходя из данных о ней люди принимают решение, в каком объеме потреблять, а каком объеме сберегать. Как правило, с увеличением дохода растет и совокупное потребление, и совокупное сбережение.
При этом необходимо осознавать, что изменение дохода вызывает изменение долей потребления и сбережения (т.е. их соотношение). Данное изменение описывается предельной склонностью к потреблению/сбережению, которая, в свою очередь, формируется под действием психологических факторов.
Если экономическому субъекту раньше уже удалось сформировать определенные резервы, то, с одной стороны, у него пропадает необходимость в дальнейшем сбережении денежных средств, что должно привести к увеличению потребления, но с другой стороны, в силу факторов психологии у человека продолжает усиливаться стремление к увеличению своего богатства.
Существенное воздействие на динамику и структуру совокупного потребления оказывает также уровень цен в экономике. Если рыночные цены высокие, они продолжают возрастать, то доля расходов на потребление по объективным причинам будет увеличиваться.
Причем в случае наличия инфляции с высокими темпами (галопирующая, гиперинфляция), то резким образом сократится стремление граждан и организаций сберегать и инвестировать свои средства – они будут обесцениваться быстрее, чем получать доход от вложения. Наоборот, нужно как можно быстрее «избавиться» от денег, обменять их на материальные блага.
Ожидания предстоящих в будущем событий и изменений тоже корректируют потребительское поведение экономических субъектов. Если в ближайшей перспективе ожидается рост цен, то человек начнет больше потреблять товаров и услуг по их старым (низким) ценам.
Ожидания могут быть и в отношении социально-экономического и политического развития общества. Если нет, как говорят, «уверенности в завтрашнем дне», то люди скорее начнут формировать сбережения, причем возможно в форме неких материальных благ (драгоценностей, недвижимости и т.п.), т.е. через механизм их приобретения (потребления).
Объем совокупного потребления еще определяется условиями действующей системы налогообложения. Повышение налоговой ставки ведет к уменьшению дохода, который имеется у экономического субъекта. В данном случае ему приходиться сокращать величину и потребления, и сбережения. Представляется, что доля потребления тогда будет увеличиваться за счет доли сбережения.