Понятие и сущность политики дерегулирования
Дерегулирование экономики – это процесс снижение объемов государственного вмешательства в экономику, снижения различных ограничений, административных барьеров и государственной регламентации экономической деятельности.
Процесс дерегулирования может затрагивать как экономику в целом, так и отдельные ее сферы, отрасли, проявляясь в предоставлении свободы их развития, снижении уровня государственного контроля и иных послаблениях.
В настоящее время государственное вмешательство в экономику является довольно обширным и разнонаправленным. Оно связано, прежде всего, с ориентацией на достижение равновесия на микро- и макроуровнях экономической системы. Также, огромное количество кризисных явлений, которые не могут быть разрешены экономической системой самостоятельно, стимулируют рост масштабов государственного экономического регулирования.
Что касается политики дерегулирования, то она опирается на необходимость уменьшения бюрократизации в управлении экономикой, оптимизации и повышения транспарентности отношения государства и бизнеса. Данная политика не связана с полным отказом от государственного регулирования экономики, а с изменением функциональной роли государства в экономике и ориентацией на создание оптимальных условиях свободного экономического развития, благоприятной рыночной среды и равноправия субъектов хозяйствования.
Ведущим направлением политики дерегулирования является введение лимитов развития монополий, создание препятствий слияниям и объединениям компаний и формированию комфортного климата для активизации деятельности малых и средних предприятий, которые составляют основу эффективного развития страны, экономического роста и прогресса. Приоритетными направлениями дерегулирования являются:
- Снижение барьеров для входа на рынок различными субъектами хозяйствования.
- Уход от ценового регулирования, особенно, естественных монополий.
- Уход от политики протекционизма.
- Снижение налоговой нагрузки в части косвенного налогообложения.
- Снижение масштабов экономики, которая подлежит контролю, посредством бюджетного перераспределения средств.
Политика дерегулирования связана с изменениями формы воздействия государства на экономику, механизма государственного вмешательства.
Что касается, дерегулирования в направлении естественных монополий, то, здесь, требуется принятие специальных мер, ориентированных на поддержание конкуренции и сохранению оптимальных параметров себестоимости услуг.
Естественные монополии характеризуются отсутствием конкуренции в силу выполнения уникальных работ, оказания уникальных услуг, реализации производственной деятельности особого вида.
Теоретическую базу политики дерегулирования составляет теория пользы рыночного распределения и частной собственности, отражающая тезис о том, что преобладание общественной собственности приводит к распределению экономической ренты, формируемой в различных отраслях.
Практика дерегулирования естественных монополий
Естественные монополии, как правило, охватывают транспортные услуги, нефтегазовое производство, энергетические отрасли.
Для мирового рынка нефти и газа традиционно характерна высокая степень монополизации, наличие вертикально интегрированных корпораций, объединяющих предприятия технологической цепочки нефтегазового сектора. Начало активного процесса дерегулирования нефтегазовой отрасли относится к 90-м годам ХХ века. В этот период, Россия вступает в период либерализации экономики – рыночные реформы и преобразования. Государственное регулирование деятельности естественных монополий опирается на опыт развитых стран и механизмы государственного регулирования монопольной деятельности.
Важно отметить, что энергетическая отрасль России характеризуется некоторыми особенностями, которые не позволяют в полной мере реализовать политику дерегулирования. К ним относятся:
- Государственное регулирование цен реализуется на нескольких уровнях.
- Наличие экономических субъектов, которые осуществляют реализацию продукции по нерыночным тарифам - специально установленным.
- Связь государственной регулирования энергетической сферы с внешнеторговой политикой.
- Высокая степень значимости ценового регулирования энергетической сферы.
Важно отметить, что препятствия эффективной реализации политики дерегулирования естественных монополий РФ возникают вследствие нежелания монополистов реализовывать либерализацию рынка энергетических ресурсов.
Что касается развитых стран, то дерегулирования нефтегазовой сферы впервые было реализовано в США и Канаде в 1980- 1990-е годы. Одной из мер дерегулирования было создание условий для равноправного доступа к газотранспортным системам для потребителей, производителей, трейдеров и поставщиков. Это открывает возможности приобретения газа напрямую у производителей без посредничества. При этом, важно отметить, что дерегулирование, ориентированное на либерализацию нефтегазовой отрасли, требует учета интересов всех сторон: и потребителей и производителей. Иначе, отрасль может потерять свою инвестиционную привлекательность.
Российский опыт дерегулирования в области транспортных услуг отражает важность учета инвестиционных проектов, положений инвестиционной политики конкретного хозяйствующего субъекта при установлении тарифов и тарифных ограничений разного рода. Важная роль отводится уровню экономической обоснованности тарифов и объемам спроса потребителей данных услуг.
На сегодняшний день, политика дерегулирования естественных монополий является широко распространенной и актуальной для стран любого уровня развития. Ее применяют и экономически развитые государства, и страны, являющиеся развивающимися. Страны, в которых влияние государства на экономику и контроль деятельности естественных монополий минимально - США, Канада, Великобритания, отчасти континентальная Европа, имеют кардинальные отличия от России. Их политика дерегулирования ориентирована, прежде всего, на потребности и интересы потребителей. Свободный рынок нефтегазовых, энергетических, транспортных услуг в России практически отсутствует.
Подводя итоги, следует отметить, что политика дерегулирования естественных монополий должна быть реализована в краткосрочный период, поскольку, ее долгосрочные последствия могут негативно сказать на состоянии отраслей естественных монополий, сфер услуг. Также, дерегулирование требует учета интересов всех субъектов экономики – и производителей и потребителей.