Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Бюджетный процесс и характеристика его этапов

Механизм реализации бюджетного процесса

Определение 1

Бюджетный процесс – это установленная нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета на разных уровнях власти, реализации его исполнения и формированию отчетности об его исполнении.

Бюджетный процесс включает в себя не только разработку, рассмотрение, утверждение и реализацию бюджета на всех уровнях государственной власти, но и бюджетное регулирование, связанное с частичным перераспределением средств между бюджетами различных уровней, а также, разработку и исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов, играющих важную роль в социальном регулировании.

По сути, бюджетный процесс является регламентированной законом деятельностью по составлению, рассмотрению утверждению, исполнению бюджетов на всех уровнях государственной власти, а также контролю за их исполнением и реализацией осуществления бюджетного учета. Бюджетный процесс включает в себя и обязательное проведение контроля за составлением и ведением бюджетной отчетности. Кроме бюджетов различных уровней власти, в РФ формируются и бюджеты внебюджетных фондов. Они сосредотачивают средства, выделяемые на финансирование социальных мероприятий, реализацию государственных медицинских программ и пенсионное обеспечение граждан. Распределение средств внебюджетных фондов осуществляется в рамках реализации бюджетного процесса на каждом уровне власти.

Он состоит из следующих стадий:

  • составление проекта бюджета и внебюджетных фондов;
  • рассмотрение и утверждение проектов бюджета и внебюджетных фондов;
  • исполнение закона о бюджете на определенном уровне власти, а также исполнение бюджетов внебюджетных фондов.
  • составление, внешняя проверка и утверждение бюджетной отчетности об исполнении бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов.

Все стадии бюджетного процесса реализуются в течение определенного временного промежутка, называемого бюджетным периодом. Принятый закон о бюджете исполняется в течение бюджетного года. Он является финансовым годом, поскольку, связан с выполнением различных финансовых задач и реализацией финансовой деятельности. Как правило, он совпадает с календарным годом.

Стадия составления проекта бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Разработка проекта бюджета конкретного уровня и бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает опору на следующие источники данных:

  • планы и прогнозы развития государства и его конкретной территории;
  • целевые программы всех уровней государственной власти и отраслей народного хозяйства;
  • сводные финансовые балансы;
  • динамика социально-экономического развития страны: оценка основных макроэкономических показателей и перспектив их дальнейшего изменения.
«Бюджетный процесс и характеристика его этапов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проекты бюджетов составляют Правительства РФ, органы исполнительной власти субъектов и МСУ. Основным органом, реализующим составление бюджета, является Министерство финансов. Его полномочия и права, направления деятельности в ходе реализации бюджетного процесса прописаны в БК РФ. (ст. 184 БК РФ). Проект бюджета формируется Правительством РФ за 10 месяцев до начала финансового года: производится первоначальное направление до органов власти субъектов инструкции по особенностям составления расчётов к проектам бюджетов на следующий финансовый год. Расчеты имеют свою специфику, исходя из целевых ориентиров и финансовых показателей развития страны. Указания по формированию бюджетов реализуются от вышестоящих органов власти к нижестоящим. Производится составление нормативной базы формирования доходной и расходной частей бюджетов внебюджетных фондов: на государственном и территориальных уровнях.

Стадия рассмотрения и утверждения государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Стадия рассмотрения и утверждения государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов начинается с передачи сформированных законов Государственной Думе.

Проект закона рассматривается Государственной Думой в четыре стадии, которые именуются «четырьмя чтениями». Тоже самое касается рассмотрения законов о бюджетах субъектов и ОМСУ их органами законодательной власти, реализующих функции Государственной думы:

  • в первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения. Может быть принят или отклонен и отправлен на доработку;
  • во втором чтении рассмотрение реализуется в срок - 15 дней. Здесь реализуется формирование данных о распределении доходной части бюджетов между бюджетами РФ, утверждённом при первом чтении;
  • в третьем чтении, происходит детальное исследование расходной части по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главными распорядителями средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также анализируется обоснованность расходов по государственным программам;
  • четвертое чтение занимает 15 дней. Проект бюджета подвергается полному анализу и не предполагает внесение каких-либо поправок. Происходит голосование по целостному документу и возможности его принятия для дальнейшей реализации в очередном финансовом году. После принятия проекта закона он приобретает законодательную силу, только после его обнародования – публикации для ознакомления населения с плановыми показателями бюджетных средств

Стадия исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Практическое исполнение бюджетов реализуется специальными субъектами, имеющими полномочия в данной сфере, в их числе:

  • главный распорядитель бюджетных средств;
  • распорядитель бюджетных средств;
  • получатели бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств является органом государственной власти и МСУ, у которого имеется право на распределение средств бюджетов соответствующих уровней по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение, обладающее правом получения бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Исполнение бюджета предполагает обеспечение полноты поступления доходов, их своевременность, согласно установленным в законе о бюджете параметрам, а также целесообразное распределение бюджетных средств по установленным направлениям их расходования реализация финансирования всех запланированных сфер и отраслей национального хозяйства.

Стадия формирования, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Отчет об исполнении бюджета формируется на основании данных, представленных всеми получателями и распорядителями бюджетных средств. Они формируют итоги их использования, отражают достижение, поставленных целей и задач реализации бюджетной политики в виде годовых отчетов по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений.

На основании заключения Счетной палаты, государственная Дума об утверждении отчета об исполнении бюджета или его отклонении и направлении на доработку Правительством.

Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot