Кризис в Косово
Республика Косово – это частично признанное государство Юго-Восточной Европы, расположенное в географическом регионе Косово на Балканском полуострове (рисунок 1).
Рисунок 1. Косово. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Говоря о Косовском кризисе (или Косовской войне), в виду имеют вооруженный конфликт, обострившийся в Косово 1998-1999 гг., на решение которого ушел не один год.
Косовский кризис стал составной частью Югославского кризиса в целом, когда в центр внимания попала ситуация, сложившаяся в Автономном крае Косово, который до сих пор формально входит в состав Сербии (не все государства признали независимость Республики).
Вооруженный конфликт в Косово вспыхнул еще в апреле 1996 года. Основными сторонами конфликта являлись:
- албанские сепаратисты, выступавшие за независимость Косова и Метохии;
- Союзная Республика Югославия.
Началось все с вооруженных актов насилия против полиции и гражданского населения со стороны албанских сепаратистов. В автономном крае шли столкновения между сербами и албанцами, которые составляли основную часть населения края. К концу 1997 года ситуация в Косове в виду драматических событий в соседней Албании, где действующее правительство было свергнуто, а в самой стране воцарился хаос, резко ухудшилась. Умеренные по своим взглядам албанцы во главе с лидером Демократичесокй лиги Косова оказались оттеснены экстремистами, которым еще в 1996 году удалось создать собственную Освободительную Армию Косова (ОАК).
Освободительная армия Косова выступила против власти в Белграде, провозгласив начало вооруженной борьбы за независимость от Сербии. В результате провокаций со стороны ОАК погибло несколько сербов. В ответ руководством страны в феврале 1998 года во главе с Милошевичем в целях наведения порядка было принято решение о введении на территорию Косова полицейских сил и подразделений войск Союзной Республики Югославия. 28 февраля 1998 года ОАК было официально провозглашено начало вооруженной борьбы за независимость края.
Весной 1999 года в конфликт вмешалась еще одна сторона – НАТО, начав бомбардировки Югославии. В июне того же года между представителями НАТО и армии Югославии в Куманове было подписано Военно-техническое соглашение, по которому контроль над краем переходил к силам КФОР. Все это привело к массовому оттоку неалбанского населения (черногорцы, сербы, цыгане) и вызвало волну преступлений против тех из низ, кто решил остаться в крае.
В феврале 2008 года косовскими албанцами в одностороннем порядке была провозглашена независимость Республики Косово. Соответствующее решение было принято Международным судом ООН. Спустя 10 лет независимость Косово признали по сербским данным 106, по косовским – 114 стран-членов ООН, 23 государства-члена ЕС и все соседи Республики по региону (за исключением Сербии, Боснии и Герцеговины). И по сей день Косово представляет собой одно из слабых звеньев региональной стабильности, а перед самой республикой стоит вопрос евроинтеграции.
Косовский конфликт сопровождался систематическим нарушением прав человека. Он стал причиной тысячи жертв и нескольких сотен тысяч беженцев из числа гражданского населения.
Последствия Косовского кризиса для международной безопасности
Несмотря на провозглашение независимости Косово, проблема с вызовами, угрожающими региональной стабильности Балкан, так и не была решена. Международная среда безопасности так и осталась под угрозой. Ряд экспертов по-прежнему считает, что независимость Косова может стать своего рода пусковым механизмом, инициирующим региональную нестабильность и ведущим к фактической перестройке карты мира.
И по сей день не найден баланс между противоречащими друг другу принципами международного права, с опорой на которые происходило решение Косовского кризиса:
- с одной стороны мы имеем право нации на самоопределение;
- с другой стороны нельзя забывать о праве государства на сохранение своей территориальной целостности.
Оба принципа находят свое отражение в международно-правовых документах. Косовский кризис в этом смысле уникален по своей природе, однако за этой «уникальностью» кроются двойные стандарты.
По итогу Косовского кризиса был создан международно-правовой прецедент, который мог бы сработать и в других конфликтных зонах. Фактически он дал сторонникам сепаратизма дополнительные правооснования, поводы и стимулы добиваться того же, что и Косово или же противостоять повторению подобного в своих странах.
Итак, де-факто Республика Косово сегодня является независимым государством. Де-юре же оно считается лишь частично признанным государством Юго-Восточной Европы. На сегодняшний день Косово не обладает собственной валютой, не является членом ООН, размещает на своей территории Силы законности, правопорядка и жандармерии ЕС и международные силы под руководством НАТО и имеет неподконтрольный регион Северное Косово.
К числу основных последствий Косовского кризиса принято относить не только обретение Республикой де-факто независимости, но и возникновение и легализация новых форм вмешательства в проблемы региональной безопасности вне рамок ООН.
Косовский кризис наглядно продемонстрировал, что гуманитарное вмешательство превращается в современном мире в опасное оружие в руках нескольких государств (фактически НАТО встало на сторону одного из участников многолетнего конфликта, а именно – албанцев против сербов, хотя права человека нарушали и те, и другие). Возникает угроза нового мирового противостояния.
Одним из крайне неблагоприятных для международной безопасности последствий Косовского кризиса считается снижение общего уровня предсказуемости и регулируемости современных международных отношений как таковых. Причиной тому выступает увеличение вероятности формирования на общей антинатовской, а то и вовсе антизападной основе различных коалиций стран, которых в противном случае мало что вообще могло бы объединить. Таким образом, НАТО своими действиями как будто специально создает себе новых региональных противников.
Еще одним последствием, пусть и косвенным, можно считать растущую угрозу терроризма, в том числе и международного, поддерживаемого извне и используемого для решения тех или иных внутренних проблем.