Внешние сношения страны
Внешние сношения (ВС) – это отрасль международного права, которое регулирует процесс установления, реализации и завершения межгосударственных отношений.
Этот вид права включает в себя нормы, определяющие работу консульств страны в других государствах, и регламентирует принципы организации дипломатических отношений. Органами, ответственными за осуществление правового аспекта внешних сношений страны выступают:
- Внутригосударственные органы.
- Зарубежные органы.
Внутригосударственные органы представлены главой государства, правительством и органами судебной системы. Зарубежными органами являются постоянные и временные организации. К постоянным относят консульства, посольства, постоянные представительства уполномоченных лиц в международных организациях, миссии. К временным относят специализированные делегации, которые участвуют в различных международных мероприятиях.
Участниками ВС выступают, государства и их дипломатические представители. Международные сношения носят упорядоченный характер, то есть каждый их участник должен действовать исходя из норм международного права. Внешние сношения связывают с необходимостью заключения соглашений между странами для обеспечения движения потоков факторов производства, организации взаимодействия в сфере научной деятельности, здравоохранения, гуманитарной помощи.
Дипломатические сношения выполняют ряд важных функций. Они представляют страну, ее ценности и культуру в других государствах. Они обеспечивают национальные интересы, способствуют реализации внешнеполитического курса. С их помощью выполняются поручения органов власти, собирается информация, обеспечивается сотрудничество с разными странами. Внешние сношения обеспечивают контроль за выполнением договоров, регулируют работу консульств и посольств страны.
Основным участником таких отношений является государственная власть, представленная высшими органами управления и дипломатами. Внешняя политика государства также определяет направленность, цели и стратегию внешних сношений. Она является продолжением внутриполитического курса. Как правило, международные сношения опираются на баланс силы, в результате чего мир становится однополярным, биполярным или многополярным.
Внешние сношения РФ с другими государствами
Внешние сношения РФ охватывают ее связи с другими странами. Они определяются президентом страны и осуществляются министерством иностранных дел. Россия является одним из ключевых участников мировых отношений, поэтому соблюдение норм международного права является одним из важных направлений деятельности правительства РФ и МИДа РФ. Россия представительствует в Совете безопасности ООН и имеет право наложения вето на решения мирового уровня. РФ входит в ряд других международных организаций, определяющих направления мирового сотрудничества и развития. Среди организаций, в деятельности которых РФ принимает активное участие, можно выделить:
- «Большую двадцатку»
- Совет Европы.
- ОБСЕ.
- СНГ.
- ЕАЭС.
- ОДКБ.
- ШОС.
Сегодня Россия поддерживает дипломатические сношения со 190 странами и с правовой точки зрения является правопреемницей СССР и имеет статус постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Внешнеполитический курс России после распада СССР столкнулся с необходимостью встроить Россию в уже существующие мирохозяйственные отношения. Целью было обеспечение благоприятных международных условий для строительства демократии. Предполагалось, что все демократические страны будут вести себя солидарно и поддержат изменение курса. Сначала российское руководство пыталось выстроить дружественные отношения со странами запада, но сейчас страна идет по пути метода «мягкой силы» и в некоторых случаях «умной силы», чередуя мягкие и жесткие методы влияния.
Внешние сношения субъектов РФ с другими государствами
Россия является крупнейшим по площади территории государством в мире. Ее федеративное устройство не решает всех социально-экономических проблем. Удаленные регионы обычно испытывают сложности, поэтому внутриполитический курс страны направлен на обеспечение поддержки регионов за счет привлечения иностранных инвесторов и предпринимателей. В России с 1999 года действует закон, наделяющий субъекты РФ правом устанавливать отношения с иностранными контрагентами.
Северо-Западный округ издавна взаимодействует с европейскими странами. На Дальнем Востоке реализуется взаимодействие с Японией, Китаем, Республикой Корея. Сибирь помимо вышеперечисленных азиатских стран строит отношения с Казахстаном и Монголией.
Основой сотрудничества являются торговые отношения. Россия традиционно поставляет сырье и полуфабрикаты, а взамен получает товары легкой промышленности и высокотехнологичных отраслей экономики других стран.
Нормативная база РФ в части установления сношений с иностранными государствами постоянно дорабатывается. Сложность в привлечении иностранных инвесторов заключается в том, что налоговая и таможенная система страны не является достаточно прозрачной, понятной и эффективной. Поэтому Россия и ее регионы теряет много возможностей и потенциала в данном направлении. Мало развит фондовый рынок, что также снижает привлекательность российской экономики для развитых стран. Однако, Европа охотно участвуют в развитии инфраструктуры. На Дальнем Востоке сотрудничество затрагивает вопросы организации инфраструктуры. Но здесь развивается научное взаимодействие, азиатские страны инвестируют в строительство предприятий и объектов здравоохранения в регионе.
Таким образом, российское правительство делает все для того, чтобы расширить рамки взаимодействия субъектов РФ с другими странами. Но этому мешают внутренние проблемы и недоработки, что отталкивает иностранных инвесторов, хотя российский рынок рассматривается многими западными странами, как привлекательный для торговых и иных отношений.
Внешние сношения субъектов РФ регалментируются федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ". Субъекты имеют право самостоятельно устанавливать отношения с представителями других государств. Они наделены полномочиями участвовать в деятельности международных организаций, но в рамках тех подразделений, которые специально для этого предназначены. Федеральный закон регулирует торгово-экономические, экологические, культурные, научные, гуманитарные отношения субъектов РФ с другими странами.