ООН и ЮНЕСКО и их роль в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве
ООН – это Организация Объединенных Наций, созданная ради укрепления и поддержания международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между странами.
ЮНЕСКО является специализированным учреждением ООН по вопросам образования, науки и культуры (учреждена в 1945 году). В рамках своей деятельности организация стремится к установлению мира, в том числе на постсоветском пространстве, посредством обеспечения международного сотрудничества в этих областях. С этой целью ЮНЕСКО реализует различного рода программы в рамках 5 тематических секторов:
- образование;
- культура;
- естественные науки;
- социальные науки;
- коммуникации и информации.
В целях разрешения и недопущения развития локальных конфликтов на постсоветском пространстве ЮНЕСКО занималось знакомством жителей разных стран с культурой других, демонстрируя отличия и выделяя положительные стороны каждого народа. Таким образом, речь шла о сохранении разнообразия форм культуры и объединении народов.
ООН и соподчиненные ей международные организации традиционно играют большую роль в вопросах поддержания международной стабильности и обеспечении международной безопасности, а ее деятельность вносит неоценимый вклад в предупреждение и урегулирование международных конфликтов. Изначально она была создана согласно идеи о том, что универсальная организация способна помочь народам и странам мира избавиться от конфликтов и войн, заменив силовой механизм регулирования международных отношений на политико-правовой.
Изначально в состав Организации Объединенных Наций входила 51 страна, т. к. Германии и Японии, а также странам – их союзникам путь в организацию был закрыт. Впоследствии состав ООН расширился как за счет этих стран, так и за счет новых государств, возникших как результат деколонизации. Последняя волна расширения ООН пришлась на начало 1990-х гг. Связана она была с распадом таких государств, как ЧССР, СФРЮ и СССР. На сегодняшний день в состав Организации Объединенных Наций входит 193 страны-члена (рисунок 1); в будущем их число может возрастать.
Рисунок 1. Страны-члены ООН. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Создание ООН, впрочем, как и многих других международных организаций, было обусловлено необходимостью предотвращения и урегулирования международных конфликтов. С течением времени задачи миротворческой деятельности организации стали расширяться. В настоящее время помимо обеспечения международной безопасности посредством управления конфликтными ситуациями в системе межгосударственных отношений все большее значение приобретают усилия по урегулированию внутриполитических конфликтов. Центральную роль в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве играет миротворчество. Рассмотрим его более подробно.
Миротворчество
Миротворчество включает в себя такие виды вмешательства в конфликтные ситуации со международных организаций, как:
- превентивная дипломатия;
- миростроительные операции;
- миротворческая деятельность в узком смысле;
- проведение миротворческих операций с использованием военного контингента.
Рассмотрим их более подробно.
Превентивная дипломатия направлена на поиск возможностей предотвратить назревающие вооруженные столкновения. В рамках ее осуществления международные организации, включая ООН, стремятся к устранению причин потенциальных конфликтов. Как правило, ответственность за это возлагается на специализированные учреждения ООН гуманитарного и социально-экономического профиля. В тех случаях, когда усилия по предотвращению конфликта не дают результата, поднимается вопрос проведения миротворческих акций в узком смысле слова.
Суть проведения миротворческих операций в узком смысле слова, в конечном счете, сводится к использованию ООН и соподчиненными ей международными организациями международно-правовых механизмов мирного разрешения споров, а также разработке предложений по мирному выходу из конфликта, посредничеству при проведении переговоров и предоставлению иного рода добрых услуг.
Стоит, однако, отметить, что в некоторых случаях миротворчество включает в себя использование военных ресурсов. В частности, речь идет о проведении миротворческих операций. Наиболее распространенной их разновидностью считаются операции по установлению мира или принуждения к миру. В данном случае речь нередко идет об использовании прямой военной силы для пресечения вооруженной борьбы в зонах конфликта. Более четким правовым статусом обладают операции по поддержанию мира, проводимые под эгидой ООН. Важную роль в их проведении играют направление миротворческих сил и миссий военных наблюдателей в конфликтные регионы. Миссии военных наблюдателей осуществляют мониторинг за выполнением сторонами ранее достигнутых соглашений относительно прекращения огня и/или достижения перемирия. Миротворческие силы ООН, вооруженные исключительно стрелковым оружием, выполняют приблизительно те же функции, что и военные наблюдатели, одновременно играя роль своеобразного буфера между сторонами вооруженного конфликта.
Как показывает практика, задачи миротворческих сил ООН и соподчиненных ей международных организаций постепенно расширяются. Миротворцы занимаются разоружением участников незаконных вооруженных формирований, наблюдают за их демобилизацией, разминированием территории, сбором оружия и пр. Что важно, миротворцы следят за поддержанием порядка и стабильности в зоне конфликта и обеспечивают охрану коммуникаций.
Стоит отметить, что все проводимые операции по поддержанию мира могут быть проведены исключительно по мандату Совета Безопасности ООН. Со временем они могут перерастать в миростроительные операции, главной задачей которых выступает устранение последствий вооруженных конфликтов, а также восстановление политической, экономической, социальной инфраструктуры и систем жизнедеятельности.
Присутствие миротворцев на территории конфликта, включая постсоветское пространство, оправдано до того времени, пока не будут сформированы все внутренние условия, необходимые для сохранения безопасности и мира в регионе. Как показывает практика выстраивания современных международных отношений, жесткие барьеры, позволяющие четко разграничивать один вид миротворческих операций от другого, не существует. Нередко они выступают в качестве сменяющих друг друга этапов процесса мирного урегулирования международных и внутренних конфликтов.