М. Каддафи – лидер ливийской революции пришедший к власти в 1969 году, после победы революции в Ливии и сохранявший свою власть до 2011 года, когда он был убит в ходе вооруженного противостояния с оппозиционными силами и коалицией НАТО.
Предпосылки создания Третьей мировой теории
Вторая половина двадцатого века – время социально-демократических революций в арабском мире, которые демонтировали монархические правящие режимы, оставшиеся со времен Второй мировой войны. После победы революции в Ливии Совет революционного командования во главе которого находился Каддафи начал реализовывать в стране модель социальных реформ и преобразований, взяв за образец режим А. Насера в Египте. Однако достаточно быстро М. Каддафи перешел к критическому восприятию данной модели, осознанию невозможности ее полного копирования в ливийских условиях, и пришел к мысли о необходимости создания собственной, уникальной и адаптированной к условиям Ливии политической и идеологической модели.
Собственная социально-политическая концепция вероятно задумывалась М. Каддафи еще в период его студенчества. По словам современников большое влияние на него произвели политические работы философов эпохи Просвещения, в частности Ж.-Ж. Руссо, в которых раскрывается сущность и механизмы народной демократии, проводится критика светского, цивилизованного общества. Начиная с 1970 года Каддафи последовательно издает и публикует собственные философско-политические взгляды на устройства общества. При этом анализ его работ позволяет проследить постепенное развитие и расширение взглядов ливийского лидера.
Первоначально М. Каддафи отталкивается от положений ислама. Ислам провозглашается в Ливии государственной религией, судопроизводство в стране основывается на нормах Корана, а сама приверженность исламу, позволяет Каддафи говорить об арабском национализме и «исламском социализме» в своей теории, обуславливает его внешнеполитические амбиции по распространению собственной модели. М. Каддафи с первых же дней проводит демаркационную черту между собственным социалистическим учением и марксизмом, утверждая, что будет бороться за реализацию национальных ливийских интересов и против засилья как западных, так и восточных идей. Каддафи утверждает, что социализм и ислам не противоречат друг другу, а напротив, представляют собой взаимодополняющие системы.
В 1976-1979 годах последовательно выходят три части «Зеленой книги» основополагающего труда М. Каддафи, раскрывающего суть Третьей мировой теории. В «Зеленой книге» Каддафи заметен отход от детерминирующего влияния ислама в пользу русской социально-демократической и анархической теории, большое влияния на автора оказали труды Ленина, Бунина, Кропоткина. Одновременно с философской переориентацией, Каддафи осуществляет политическую победу над исламскими силами. Устроив оппозиционным духовным лидерам публичный экзамен по знанию Корана на ТВ, который закончился оглушительным их провалом, Каддафи лишил их поддержки населения и отстранил от проведения богослужений, тем самым установив контроль над церковью.
Основные положения Третьей мировой теории
«Зеленая книга» имеет три части, последовательно излагающие учение Каддафи и его взгляды на решение основных социально-политических проблем не только Ливии, но и всего человечества в целом. Они посвящены следующим вопросам:
- Решение проблемы демократии;
- Решение экономической проблемы;
- Общественный аспект теории.
В первой части «Зеленой книги» М. Каддафи подвергает разгромной критике систему представительской демократии, существующую как на западе, так и востоке. Каддафи указывает, что любые органы и структуры представительской демократии будь то парламенты, референдумы, партии, есть не более чем орудия власти, которые используются отдельными лицами, группами лиц, кланами, классами, для установления эксплуатации народного большинства. С точки зрения Каддафи подлинная демократия может быть лишь народной, т.е. реализовывать не «контроль народа за властью», а «прямое осуществление власти народом».
Для этого Каддафи разрабатывает систему прямых «народных комитетов и конгрессов», которые позволяли бы непосредственно отражать народное мнение и позицию по решению всех национальных вопросов. Если в традиционной демократии политическая жизнь просто члена общества заключается в том, что эксплуатирующее меньшинство, представленное партиями, классами или иными властными группировками, привлекает его на свою сторону для обеспечения легитимности собственных интересов и борьбы с конкурентами, то в системе прямой народной демократии, каждый член общества участвует в политической жизни страны непосредственно, формируя повестку проблем и возможных решений, на уроне народных комитетов, охватывающих все население страны. Комитеты в свою очередь передают выработанные вопросы в вышестоящие инстанции – «народные конгрессы», состоящие из представителей комитетов, которые продвигают результаты своей работы еще выше вплоть до Всеобщего народного конгресса, на котором принимаются решения по подготовленным вопросам.
Во второй части «Зеленой книги» Каддафи особенно отчетливо заметно влияние идей марксизма-ленинизма, которое сам автор, впрочем, старательно отрицал. Каддафи подчеркивает, что для решения экономической проблемы должен быть уничтожен институт наемного труда. Работник должен быть хозяином продукта собственного труда, что на практике предполагает передачу собственности на средства производства от буржуазии самим трудящимся – рабочим коллективам. Также Каддафи выдвинул тезис, согласно которому каждый человек должен иметь возможность удовлетворять собственные потребности, но не должен накапливать излишки экономическим благ. Если излишки накапливает индивидуум, то это ведет к ущемлению потребностей другого человека, а значит излишки могут накапливаться лишь в рамках всего общества в целом, с целью их справедливого перераспределения. Кроме того, Каддафи выступал против системы аренды и найма жилья, утверждая, что дом должен быть собственностью его жильцов.
В третьей части Каддафи отходит от конкретно-практических аспектов в пользу общественно-философских. Он рассуждает о строительстве общемировой нации, создании единого языка, который позволит преодолеть национальные барьеры, а также о «власти черной расы», которая исходя из демографических критериев должна в будущем занять лидирующие позиции на планете. При этом Каддафи выступает за сохранение национальной культуры, религии, как основного кода разных народов человечества.
Попытки практического воплощения Третьей мировой теории
В период правления Каддафи с 1969 по 2011 годы в стране, в той или иной степени проводились попытки реализовать основные принципы, изложенные в «Зеленой книге». Так в частности вскоре после революции на территории Ливии были ликвидированы все иностранные военные базы, а также вытеснен иностранный капитал из экономики. Все крупные предприятия были национализированы и переданы под управление их рабочих коллективов с участием бывших владельцев, которым была выплачена компенсация. Все семьи, проживающие в наемном жилье получили его в собственность, а сдача жилья в аренду была запрещена.
В стране проводилась мощная социальная политика – были установлены низкие цены на хлеб и продукты питания, бензин, коммунальные услуги. Доходы от продажи нефти шли на развитие инфраструктуры страны, строительство городов, развитие промышленности и армии.
Вместе с тем в политической сфере реализация прямой народной демократии оставалась под большим вопросам. Хотя сам М. Каддафи с 1975 года официально не занимал никаких властных постов, фактически он оставался правителем-диктатором страны вплоть до своего свержения в 2011 году в ходе «арабской весны».