Теория международных отношений
Теория международных отношений – это дисциплина, которая занимается исследованием международных отношений с теоретической точки зрения.
Существуют разнообразные теории международных отношений, среди которых можно выделить позитивистские (рационалистские) теории постпозитивистские (рефлективистские) теории. Первые фокусируются на анализе с точки зрения государственности, а вторые занимаются исследованием вопросов безопасности с учетом социально-экономических и культурных особенностей.
Теоретические аспекты международных отношений стали тщательно изучаться после Первой мировой войны. Тогда в английском университете была открыта кафедра международных отношений. Далее интерес к дисциплине проявился в конце 30-х годов. В тот период школы, занимавшиеся данным вопросом, фокусировались на вопросах коллективной безопасности.
Английская школа придерживалась либеральных взглядов. Она базировалась на принципах рационализма и институционализма и поддерживала идею о том, что есть некое сообщество государств, которые взаимодействуют друг с другом несмотря на отсутствие явного лидера.
Современными теориями международных отношений являются:
- Неореализм.
- Неоклассический реализм.
- Неолиберализм.
- Неомарксизм.
У каждого направления есть свои особые положения, которые позволяют рассматривать действующую систему отношений под разными углами. Между научными умами возникали большие споры, когда выдвигаемые теории подвергались резкой критики со стороны представителей других школ, не разделявших ведущую идею. Так первый крупный спор возник в конце 30-хгдов, следующих произошел в 60-е годы, третий имел место в конце 70-х начале 80-х годов.
Современная философия культуры
Философия культуры является отдельным разделом философии, который исследует культуру как определенную целостность. Данная дисциплина развивается в четырех направлениях. Первое направление рассматривает культуру с точки зрения развития разума человека. Вторым направлением является философия культуры, которая показывает культуру в качестве коллективного продукта. Третье направление рассматривает концепцию на базе философии истории, а четвертое – развивает точку зрения, согласно которой культура устанавливает связи и сводит как единое целое различные подходы, виды анализа и интерпретацию культуры.
Существуют разные подход к толкованию культуры. Например, аксиологический подход толкует культуру, как совокупность ценностей, созданных человеком. Он изучает механизмы порождения, а также культурно-исторические тенденции изменения ценностей в обществе. В его задачи входит исследование форм присутствия культуры в разных областях социальной жизни.
Аксиологический подход рассматривает культуру как регулятивно-нормативную область человеческой жизнедеятельности. То есть, человек опредмечивает определенную систему ценностных воззрений, способствует формированию социальных отношений, влияет на мировоззренческие модели.
Функционалистская концепция рассматривает как приоритет выживание общества. Все другие ценности культуры являются лишь инструментами достижения этой цели. Считается, что ценности являются основным фактором существования общества, так как функционирование социальной системы не дает сохранять единую направленность при достижении общих целей. Только общие ценности являются ориентиром в данном вопросе.
Психоаналитический подход сосредоточен на том, что культура представляет собой часть психологических аспектов коллективного создания культуры. То есть культура является продуктом коллективного бессознательного, представляет собой пласт иррационально-мифологических образов.
Современная философия культуры в контексте развития теории международных отношений
Современная философия культуры опирается на компаративизм. То есть, одной из основных рассматриваемых проблем является центризм. «Парадокс центризмов» заключается в том, что страны пытаются сохранить национально-государственную систему отсчета при невозможности этого процесса в условиях глобализации. Философский подход заключается в том, чтобы сохранять центризм, но дополнять его рефлексивной поправкой, чтобы преодолеть существующую ограниченность.
Использование прогнозов в международной практике осуществляется за счет объединения теорий познания и философских установок, которые дают возможность определять цели, смыслы и сущности научных изысканий.
Философия культуры позволяет отслеживать незначительные детали, которые для теории международных отношений важны, но их сложно усвоить с точки зрения геополитического знания. Нюансы кроются в лингвистике, коммуникативных практиках, лингвокультурном самосознании. Философия культуры является именно тем инструментом, который позволяет учитывать эти аспекты и использовать их для исследования международных отношений. Эксперты полагают, что включение данной дисциплины в изучение международных отношений позволит взглянуть на происходящие изменения более реалистично, а значит, составить реальное представление о происходящем и о намечающихся тенденциях.
Политика «мягкой силы», широко применяемая рядом европейских государств, базируется именно на этих принципах. Влияние на язык, трансляция национальных ценностей, продвижение своих философских, научных взглядов является действенным средством сближения с другими странами и оказания влияния на их деятельность. Культуры не являются аутентичными. Они соединяются друг с другом, впитывая отдельные элементы. Благодаря культуре может происходит региональная интеграция с учетом общности интересов сторон.