Роль военной силы в современных международных отношениях
Военная сила – это использование вооруженного принуждения для реализации целей внутренней и внешней политики.
Если у страны достаточно военной мощи, то она может влиять на субъекты международных отношений, принуждая их к подчинению. Для этого страна демонстрирует свой военный потенциал или пускает имеющиеся средства в ход напрямую. Сегодня используется метод потенциальной угрозы, так как военные действия для демонстрации силы считаются незаконными.
Военная сила – это общее понятие. Оно включает в себя:
- Вооруженные силы страны.
- Государственные органы.
- Военные организации.
Все эти институты формируют структурированную систему, которая придерживается единой экономической, политической, технической и социальной стратегии. Долгое время военная мощь была важнейшим фактором успешной международной политики. Чья армия была сильнее, с мнением той страны и считались в первую очередь. Ранее любой конфликт мог закончиться военным действиями. В современном мире военная мощь продолжает играть важную роль в урегулировании международных отношений и проявлении воли. Однако, появились иные рычаги давления, которые несколько снизили значимость военной силы страны.
Военная сила может использоваться для самообороны и для миротворческих миссий, которые являются следствием решений Совета Безопасности ООН. Подобные решения выносятся тогда, когда есть угроза миру и стабильности.
Сила и мощь страны определяются совокупностью факторов и элементов, поэтому исследование военной мощи является одним из значимых аспектов в построении международных отношений между странами. Государства стремятся продвинуть свои интересы на мировой уровень, а для этого им нужны инструменты воздействия и влияния.
Виды военной силы
Капиталистические страны обретают не только экономическую мощь, они могут также инвестировать в военную силу, чтобы укреплять свое геополитическое влияние. Она становятся мировыми центрами силы. Эти страны используют свое влияние для подавления политических, военных, экономических и информационных действий тех стран, которые не хотят присоединяться к мировому сообществу. Последним приходится наращивать свой военный потенциал, чтобы иметь возможность сохранять свою линию поведения.
Имея военную силу, политики могут решать внутренние и внешние задачи страны более эффективно. Стоит отметить, что если страна имеет внушительную военную силу, то это еще не значит, что она будет использовать ее напрямую.
Сегодня прямое проявление военной силы невозможно, поэтому страны применяют следующие формы скрытого насилия для получения желаемого результата:
- Продажа вооружения в другие страны.
- Оказание поддержки странам в разработке военных доктрин, создании оружия и подготовки военных кадров.
- Строительство предприятий, производящих оружие.
Структурными элементами военной силы являются вооруженные силы страны, которые включают в себя армию, специализированные подразделения, оружие, университеты, училища, кадровый состав и так далее. Военно-экономическая сила характеризуется способом производства материальных благ, который влияет на социальны тип военной политики и поддерживает все стратегические и тактические решения. Этот вид силы определяется наличием достаточного специализированного производства и инфраструктурой.
Военно-научная сила демонстрирует научные разработки в сфере вооружения. Гонка вооружений держится в том числе на способности страны создавать новейшие типы оружия.
Моральная сила народа и личного состава вооруженных сил является структурным элементом военной мощи стран.
Условия применения военной силы в международных отношениях
Создание ООН после окончания Второй мировой войны должно было положить конец военным методам воздействия стран друг на друга. Открытые военные конфликты стали происходить намного меньше, но военная сила продолжает играть значительную роль в международных отношениях.
Одним из факторов, который позволяет ограничивать применение военной силы является международное право. Но законы не способны предотвратить насилия, если у них нет реальной силы. Например, идеология США строится демократической интервенции и распространении демократических ценностей в мире. ЕС придерживается схожей линии поведения. Крупные державы считают себя вправе вмешиваться во внутренние дела стран, где по их мнению происходит нарушение прав человека или замечены террористические группировки.
Существует идея гуманистического подхода. Он призывает использовать политику для переговоров и поиска компромиссов. Сторонники этого движения полагают, что мир является важным условием и средством социально-экономического развития общества, а война ведет к уничтожению всего живого.
Пацифисты выступают резко против войны и военной силы. Они придерживаются идеи сохранения баланса сил в мире. Путь к миру по их мнению лежит через следующие направления:
- Развитие человечности.
- Добровольный отказ от любых форм насилия.
- Гуманистические действия государств.
Существует милитаристский подход. Он пропагандирует мир с позиции силы. То есть странам необходимо маскировать ориентацию на военную силу, но сохранять вооруженную мощь для обеспечения собственной стабильности, безопасности и возможности продвижения своих интересов на международном уровне.
Справедливый баланс сил в мире должен опираться на ряд принципов. Среди них отмечают равенство государство, сохранение их права на суверенитет. Страны имеют право на нерушимость границ, территориальную целостность, мирное урегулирование конфликтов. Они не должны вмешиваться во внутренние дела друг друга и соблюдать права и свободы каждого человека на планете. Кроме того, сотрудничество и совместное решение проблем только приветствуется.