Взаимоотношения России и НАТО
Взаимоотношения России и НАТО - это отношения между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом.
Отношения между Россией и НАТО всегда развивались непросто. С момента подписания в 1949 году Североатлантического договора и вплоть до конца 1980-х годов отношения между СССР и НАТО развивались в контексте межблокового противостояния «Восток-Запад». После окончания «холодной войны» был начат процесс постепенного перехода сторон от открытой конфронтации к налаживанию сотрудничества с альянсом.
В декабре 1991 года Россия как правопреемник СССР стала одним из основателей Совета североатлантического сотрудничества. Этот механизм политического диалога создавался как основа сотрудничества НАТО со странами бывшей ОВД и странами, которые отделились в результате распада Советского Союза. В 1994 году произошло присоединение России к программе НАТО «Партнерство ради мира». В последующие годы стороны также вели диалог между собой и развивали нормативную базу сотрудничества. В начале 2000-х гг. был создан механизм для проведения постоянных политических консультаций, проработки и принятия совместных решений и реализации действий стран-членов НАТО и России как равных партнеров в сферах, представляющих обоюдный интерес (Совет Россия-НАТО).
Однако, с проведением активной политики НАТО по расширению в Европе отношения между Россией и Североатлантическим альянсом заметно осложнились. В последние годы стороны пытаются восстановить диалог друг с другом, однако прийти к взаимопониманию пока не получается.
Расширенческая политики НАТО
Как особая модель обеспечения международной безопасности НАТО обладает двумя важнейшими системными характеристиками. В частности, речь идет о географическом охвате и сети партнерских альянсов. Вместе эти характеристики предопределяют содержание и направленность процессов трансформации НАТО в модель обеспечения глобального доминирования Запада.
НАТО проводит активную расширенческую политику. Под расширением в данном случае понимается процесс включения в НАТО новых стран (рисунок 1).
Рисунок 1. Карта расширения НАТО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для того чтобы присоединиться к альянсу страны должны соответствовать определенным требованиям. Сам процесс присоединения является довольно сложным и включает в себя две составляющие:
- политический диалог;
- военную интеграцию.
По состоянию на конец 2020 года НАТО официально было признано 3 страны, стремящихся к вступлению в альянс – Босния и Герцеговина, Грузия, Украина.
Все процессы, предопределяющие расширение Организации Североатлантического договора и формирование партнерских связей альянса подчиняются единому замыслу и реализуются в пределах единого комплекса согласованных между собой целей, ориентированных, прежде всего, на установление доминирующих позиций США в мире. Примечательно, что именно американскую военную и экономическую мощь эксперты считают той доминантой, которая лежит в основе обеспечения успешной реализации всего комплекса требуемых мероприятий.
Стремление НАТО к расширению географического охвата определяется желанием Запада оказывать идеологическое, экономическое и политическое влияние на страны, расположенные в границах охвата посредством использования потенциалов «жесткой» и «мягкой» силы. В основе первой лежит принуждение, а вторая строится на мотивации международных акторов к добровольной и самостоятельной реализации определенного поведения. Для решения этой задачи альянсу потребуется создать дополнительные возможности в сфере координации, планирования и контроля, опосредованные поддержанием и увеличением коллективного и индивидуального потенциала по продвижению собственных ценностей, а также противостоянию угрозам, опасностям, рискам и вызовам. В основе практической реализации этих возможностей лежит последовательное развитие в рамках взаимных обязательств необходимой инфраструктуры, размещения военных средств и сил, а также проведение необходимой информационной политики.
Последние десятилетия были ознаменованы существенным расширением масштабов зоны, в рамках которой функционируют военные и политические структуры альянса, способные оказывать влияние на развитие тех или иных политических ситуаций. Эксперты в области международных отношений указывают на глобализацию задач НАТО, определяемую его стремлением к расширению своих функций за пределы установленной географической зоны действия. Первые шаги в направлении расширения функций НАТО за пределы установленных географических сфер его ответственности были предприняты еще в начале 1990-х годов. Продолжаются они и сегодня.
Проблематика глобализации и экспансии НАТО в контексте российских интересов
В постсоветской России расширенческая политика НАТО и его экспансия на Восток оценивается неоднозначно. Большинство экспертов сходится во мнении о том, что это создает для России дополнительные внешнеполитические риски и в определенном смысле угрожает ее оборонным интересам. Таким образом, расширение НАТО в России считается плохой стратегией. Руководство страны официально признает, что приближение НАТО в российским границам несет в себе угрозу для безопасности страны.
В настоящее время отношения Россия - НАТО переживают наиболее сильный кризис со времен окончания «холодной войны». НАТО продолжает последовательно наращивать свое военное присутствие и форсирует развитие военной инфраструктуры блока в странах Балтики, Юго-Восточной и Восточной Европы. Возрастает количество и общая интенсивность проведения учений НАТО, для проведения которых производится переброска дополнительных контингентов военнослужащих и военной техники в приграничные с Россией регионы. Пентагон реализует свои программы по передовому складированию в странах Центральной и Восточной Европы и Прибалтики военной техники. Производится усиление группировок кораблей, которые патрулируют акватории Средиземного и Балтийского морей. Отдельного внимание заслуживает процесс разворачивания комплекса противоракетной обороны в Европе.
Сегодня в основе российской модели стратегических взаимоотношений с НАТО лежит две составляющее:
- стремление избегания открытой конфронтации с альянсом наряду с замедлением либо полной блокировкой тех аспектов его расширения, которые в географическом или функциональном отношении противоречат интересам России;
- повышение через имеющиеся каналы сотрудничества роли России в процессе трансформации старых и выполнения новых задач НАТО без вступления в альянс.
Как будут развиваться отношения России и НАТО в будущем, предсказать довольно сложно.