Мусульманские сообщества
Мусульманское сообщества или умма – это религиозная община, объединение людей в единую группу по их вероисповеданию.
Умма упоминается в Коране более 60 раз. Это сообщество, которое является частью совокупности всех людей мира. Согласно Исламу считается, что некогда люди были единым сообществом верующих, но со временем все изменилось. Часть толкователей Корана говорит о том, что наоборот, человечество было неверующим, но со временем образовались религиозные сообщества. После того, как на Землю явились пророки, стали формироваться уммы верующих. При этом каждое религиозное сообщество поклоняется тому пророку, которые принес им веру.
В состав мусульманского сообщества может входить один народ или группы народов и этносов. Достоинство человека измеряется его верой и богобоязненностью, а не цветом кожи. Исламская религия всячески поддерживает этническое, языковое разнообразие и аутентичность народов.
Изначально мусульманское сообщество состояло из мусульман и иудеев. Управление жизнь сообщества возлагалась на уали или верхового мулу.
Ислам распространился в 7 веке. Тогда мусульманская община стала отождествляться с местом проживания верующих. Тот, кто проживал за пределами данной территории, тем не менее, относился к мусульманскому сообществу. Вплоть до начала 20 века мусульмане считались представителями одного сообщества, несмотря на территориальные границы государств. Далее возникли идеи панисламизма, которые предполагали объединение всех мусульман вне зависимости от их социального положения и места происхождения в единую общину под руководством единого духовного главы. Поэтому появились такие определения, как сообщество мусульман и арабская нация. Отдельные народы стали отделять себя от общей уммы, употребляя название сообщество вместе со своей национальностью.
Таким образом, мусульманское сообщество представляет собой объединение людей, исповедующих Ислам, вне зависимости от их места проживания, политического, социального, этнического статуса и языка.
Интеграция мигрантов во Франции на современном этапе
Европейские страны испытывают демографический кризис, так как улучшение качества жизни сказалось на рождаемости и на возможности государственной системы обеспечивать социальную поддержку населению. Массовая иммиграция в эти страны позволяет решать массу задач по преодолению демографического кризиса. Однако, для этого требуется интеграция прибывающих мигрантов в местное сообщество.
Иммиграция во Францию имеет давнюю историю. Франция имела множество колонии. Начало освободительного движения после окончания Второй мировой войны тоже стало толчком к росту миграционных потоков. Именно для Франции характерных следующие особенности иммиграции:
- большие общины мигрантов,
- сложности в интеграции мигрантов в имеющуюся структуру социально-экономических отношений,
- низкий уровень образования прибывающих.
- высокая доля инокультурных людей.
Для значительной части иммигрантов и их потомков основной самоидентификации является Ислам. За более чем 50 лет во Франции сформировалась масштабная диаспора, численность которой составляет около 5 миллионов человек. Большинство представителей мусульманского сообщества являются выходцами из стран Магриба, в которых проживают последователи различных течений Ислама, начиная от классического вероисповедания до неофундаменталистских течений.
Особенность Ислама заключается в четкой структуре и следованию сложившимся за века традициям, поэтому ассимиляция мигрантов в данном случае серьезно осложнена. В результате формируются мусульманские анклавы, происходит поляризация этнокультурной структуры общества.
Проблемы интеграции мусульманских сообществ во Франции на современном этапе
Расселение мигрантов по территории Франции происходит неравномерно. Это ведет к тому, что они начинают объединяться в группы по общим характеристикам. Чем больше мигрантов проживает на определенной территории, тем больше их возможности сохранять свою аутентичность. То есть ассимиляция подобных граждан осложняется, так как они не испытывают большой нужды в том, чтобы приспособиться к жизни в новой стране. В результате они упрочняют свою идентичность и начинают влиять на местное сообщество.
Происходит самоорганизация религиозных сообществ. Мусульмане совершают все традиции, предписанные Исламом. Французское сообщество, которое было преимущественно католическим теперь становится неоднородным. Ассимиляция в этом случае представляется невозможной, поэтому правительству приходится искать методы интеграции в общественную жизнь мусульманских сообществ.
Франция изначально отказывалась от политики мультикультуризма и выступала за индивидуальную ассимиляцию. Сорок лет назад данный подход назывался политической интеграцией, так как человека адаптировали к действующей системе отношений. Целью данного подхода было обеспечение прав приезжих на уровне местного населения. С 2006 года было введено обязательное изучение французского языка, обучение азам гражданских прав и обязанностей, получение консультации по трудоустройству.
Нация во Франции считается единой и неделимой вне зависимости от этнической или религиозной принадлежности. Исследователи подтвердили, что мусульмане, которые строго не соблюдают нормы религии, быстрее адаптируются к светской жизни. Лишь 25% мусульманской общины регулярно совершают все предписанное религией.
Все изменилось с 2015 года, когда в стране один за другим стали происходить террористические акты, ответственность за которые взяли на себя исламские группировки. Эти события показали, что используемая модель ассимиляции не является эффективной и требует пересмотра.