Российско-китайское сотрудничество в сфере энергетики
Российско-китайское сотрудничество в сфере энергетики – это энергетическое сотрудничество двух стран, основанное на реализации совместных проектов и инициатив в сфере топливно-энергетического комплекса.
В настоящее время развитие сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса считается одним из приоритетов энергетической дипломатии России и Китая. Сам этот факт в значительной степени предопределяет благоприятное развитие двусторонних отношений между странами в последние годы. Связано это с целым рядом внешнеполитических и экономических факторов, определяющую роль среди которых играет совпадение стратегических интересов двух держав по многим проблемам мировой политики и экономики.
Сотрудничество России и Китая в сфере энергетики реализуется при помощи различного рода механизмов. Основные из них представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Механизмы сотрудничества России и Китая в области энергетики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важную роль играет развитие нормативно-правовой базы сотрудничества, а также реализация совместных проектов силами двух стран.
Проблемы развития энергетического сотрудничества между Россией и Китаем
Сотрудничество России и Китая в энергетической сфере характеризуется наличием ряда проблем. Основной из них считается наличие конфликтного потенциала для российско-китайских энергетических отношений на постсоветском пространстве. Касается это, прежде всего, двух регионов:
- Центрально-Азиатского;
- Каспийского.
В результате активной экспансии китайского нефтегазового бизнеса в регионе позиции российских компаний здесь ослабевают.
Некое соперничество и даже конкуренция за доступ к энергетическим ресурсам России имеет место быть между Китаем, Японией и Южной Кореей (в перспективе к ним может добавиться Индия). Все это определенным образом влияет на восточную энергетическую политику России, реализуемую в северо-восточном азиатском регионе.
Помимо прочего, следует помнить, что стратегическое партнерство между государственными корпорациями России и Китая далеко не всегда позитивно сказываются на взаимодействии между ними в третьих странах, в особенности на Ближнем Востоке. Рассмотрим два основных направления энергетического сотрудничества России и Китая (нефтяную и газовую политики) более подробно.
Китай в настоящее время стремится к покупке значительных объемов российской нефти на восточном направлении. Таким образом, КНР хочет стать монопольным покупателем российской нефти и развивать иные направления экспорта нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион. Определенные планы у Китая имеются в отношении развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышлености на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири с последующей перспективой экспорта продукции более глубокой переработки.
В сфере газовой политики вопросы газификации востока страны для России выступают наиболее важными. Это, в свою очередь, требует необходимости развития соответствующей инфраструктуры. Наиболее приоритетными проектами для России выступают западный и восточный (газопровод «Алтай» и газопроводная система с Дальнего Востока и Восточной Сибири). Стоит отметить, что сторонам до сих пор не удалось согласовать коммерческие условия поставки российского газа. Прогресс в части обмена активами в газовой отрасли также отсутствует.
Перспективы развития энергетического сотрудничества между Россией и Китаем
Что касается перспектив двустороннего сотрудничества между Россией и Китаем в области энергетики, то они в целом оцениваются как весьма благоприятные. По оценкам экспертов энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем отличается стратегическим характером и не ограничивается исключительно уровнем экономических отношений. Напротив, оно выходит на уровень экономической стратегии и энергетической дипломатии. Обе страны проявляют активность в сфере энергетического сотрудничества, что создает основы для обеспечения его долгосрочности и стабильности.
На сегодняшний день наибольшими перспективами обладает развитие сотрудничества между Россией и Китаем в сфере использования нефтегазовых ресурсов. Обе страны испытывают потребность в формировании долгосрочного и прочного фундамента стратегического экономического партнерства в сфере энергетики. Для России развитие сотрудничества с Китаем в сфере энергетики может принести немалые торговые выгоды. Кроме того, это позволит привлечь иностранные инвестиции в российскую экономику, что даст возможность развитию не только топливно-энергетической отрасли, но и социальной и транспортной инфраструктуры в России.
Сотрудничество между Россией и Китаем в сфере энергетики, соответствуя стратегическим интереса обеспечения энергетической безопасности двух стран, имеет под собой довольно прочную нормативно-правовую базу. В ближайшие годы Китай будет испытывать потребность в обеспечении стабильного удовлетворения энергетического спроса. При этом его зависимость от энергетического импорта будет лишь расти. Россия же так и останется одним из важнейших в мире источников энергоэкспорта, однако, не исключено, что в условиях международной конкуренции ей придется диверсифицировать свой экспорт энергоресурсов. В этом смысле Россия и Китая в сфере энергетического сотрудничества выгодно взаимодополняют другу друга.
В ближайшие годы Россия и Китай, вероятней всего, будут активно развивать высокотехнологичное сотрудничество в сфере энергетики, поддерживая между собой уже достигнутый высокий уровень экономического и политического взаимодействия. Основной акцент при этом делается на развитие стратегических отношений и двустороннее строительство энергетической инфраструктуры транспортировки нефти и газа в районах, прилегающих к газопроводам. Помимо этого ожидается развитие отраслей хранения и транспортировки.
Главной стратегической задачей сотрудничества России и Китая выступает трансформация преимуществ, которые страны получили благодаря находящимся на беспрецедентно высоком уровне политическим отношениям в практические результаты сотрудничества в экономической области и иных сферах. Для этого Россия и Китай совместно прорабатывают следующие инициативы:
- создание обновленной версии практического сотрудничества;
- продвижение больших стратегических энергетических проектов;
- укрепление сотрудничества в сельскохозяйственной, инвестиционной, авиастроительной и иных сферах;
- всестороннее углубление обмена в гуманитарной области;
- создание прочной материальной и социальной базы для здорового развития двусторонних отношений.