Совет Безопасности ООН и необходимость его реформирования
Совет Безопасности ООН (сокращенно – СБ ООН) – это один из важнейших органов ООН, отвечающий за международную безопасность и мир во всем мире.
Первое заседание Совета прошло в Лондоне в 1946 году. Начиная с 1954 года, заседания проходят в Нью-Йорке, США. За историю существования органа проводились и выездные совещания (в Швейцарии, Панаме, Кении, Эфиопии).
Одной из наиболее больших и сложных организационных проблем, с которой сталкивается Организация Объединенных Наций в современности, выступает непримиримость постоянных членов Совета Безопасности. Неоднородностью государств, образующих международную систему, обусловлен проблема эффективности СБ ООН.
Согласно принятому ООН Уставу, именно Совет Безопасности несет основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит он из 15 членов:
- 5 постоянных членов с правом вето (Россия, Китай, США, Великобритания, Франция);
- 10 непостоянных членов, избираемых сроком на два года Генеральной Ассамблеей.
Совет Безопасности ООН играет ключевую роль в вопросах определения наличия угрозы миру и актов агрессии. В возникающих спорах он призывает стороны к урегулированию конфликта мирным путем и рекомендует условия и/или методы урегулирования.
Если рассматривать Совет Безопасности ООН с точки зрения состава, функций и полномочий, то в его нынешнем составе он не способен эффективно реагировать на бесчисленные кризисы, охватывающие наш мир. В виду этого группа экспертов по международным отношениям призывает к необходимости реформирования Совета Безопасности ООН дабы повысить его инклюзивность, прозрачность, эффективность и представительность. В поддержку реформы СБ ООН высказывается и большая часть стран-участниц Организации. Существующие между ними разногласия сводятся преимущественно к вопросу выбора путей и методов ее проведения.
Главной целью реформирования Совета Безопасности ООН выступает повышение эффективности ООН как главного международного механизма коллективного противодействия современным угрозам. При этом важно, чтобы сам процесс реформирования не превратился в самоцель. Межгосударственная природа Организации должна быть сохранена, а решения о проводимых преобразованиях – приниматься исключительно на платформе всеобъемлющего согласия. Работы в данном направлении предстоит еще довольно много и торопиться с выводами здесь не стоит. Нужно действовать рационально. просчитывая каждый шаг и его последствия.
От успешности реформирования Совета Безопасности Организации Объединенных Наций напрямую зависит реформа всей Организации Объединенных Наций, впрочем, как и результативность ее деятельности в целом.
Основные направления реформирования Совета Безопасности ООН
Наиболее значимые проблемы и направления реформирования Совета Безопасности ООН в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Ключевые векторы реформирования Совета Безопасности ООН. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из наиболее актуальных направлений реформирования Совета Безопасности ООН сегодня считается расширение его состава, а также решение проблем, связанных с правом вето и укреплением потенциала Совбеза в части предотвращения и урегулирования конфликтов и повышения оперативности исполнения его решений по вопросам проведения операций ООН, направленных на поддержание мира.
Наиболее острые дискуссии в вопросах реформирования Совета Безопасности ООН вызывает право вето. Суть его состоит в следующем. Постоянные члены Совбеза имеют возможность не допускать принятие Советом любого решения, за исключением процедурного, в том случае, если считают, что оно противоречит принципам и целям ООН либо национальным интересам той страны, в отношение которого оно выносится. Однако, как показывает практика, постоянные члены Совета Безопасности ООН зачастую используют свое право вето, исходя из собственных интересов и интересов стран-союзников, а не в интересах сохранения мира и безопасности.
Не меньший интерес представляет проблема регионального представительства в Совете Безопасности. Сегодня в Совете Безопасности ООН не представлены развивающиеся страны. В то же время множество конфликтов в последнее время возникает как раз в этих государствах. Ряд экспертов полагает, что состав членов Совета Безопасности должен быть увеличен, причем как в категории постоянных, так и в категории непостоянных членов. К числу первых предлагается добавить Германию, Индию, Японию и Бразилию, а ко вторым – такие государства, как Канада, Аргентина, Колумбию и др.
В настоящее время в экспертной среде идет довольно жаркая дискуссия относительно вопросов реформирования Совета Безопасности ООН. Основные предложения по реформированию затрагивают состав органа, вопрос применения права вето и инструменты для реализации принимаемых им решений.
Сегодня основными направлениями реформирования Совета Безопасности ООН считаются:
- расширение органа на пять новых участников, без наделения их правом вето;
- оставление нынешних постоянных членов Совета в их статусе;
- обеспечение пересмотра состава Совета Безопасности и его обновление раз в два десятилетия;
- привлечение новых участником с опорой не специально разработанные критерии.
В остальном имеет смысле реализовывать уже существующий потенциал Организации. Таким образом, наиболее значимыми аспектами преобразований СБ ООН представляются категории членского состава и его рабочие методы. В частности, речь идет о размере СБ, его региональной представленности и праве вето его членов. Наиболее чувствительным считается вопрос расширения Совета Безопасности.
В целом считается, что представленные решения способны создать условия, необходимые для максимально справедливого и достоверного отражения расстановки сил на мировой арене без угрозы эффективной и стабильной работы органа.