Внешняя политика страны
Внешняя политика – это общий курс действий страны на международном уровне, направленный на регулирование отношений с другими странами и организациями при условии сохранения суверенитета и достижения собственных целей.
Внешняя политика всегда является продолжением внутреннего курса. Потребности общества со временем выходят за пределы возможностей внутренней системы страны, поэтому необходимо устанавливать эффективные связи с внешними субъектами, чтобы решить внутренние проблемы.
Долгое время единственным средством достижения целей на международном уровне была сила. После окончания Второй мировой войны любые агрессивные проявления силы стали приравниваться к преступлению. Основным средством решения конфликтов теперь является дипломатия.
Однако политологи сходятся во мнении, что политика силы является единственным действенным инструментом. Наиболее популярной сейчас считается политика «мягкой силы», когда предполагает установление отношений с другими государствами мирными средствами, такими как:
- Распространение языка.
- Культурный обмен.
- Взаимодействие в сфере образования и науки.
Страны знакомят другие народы со своими культурными ценностями и историческим наследием, что помогает им лучше понять друг друга и сблизиться.
Внешнеполитический курс планируется даже тщательнее внутреннего. Для международных отношений характерен высокий уровень неопределенности, который требует тщательной подготовки, анализа и проверки. Любые ошибки во внешней политике могут обойтись для страны слишком дорогой ценой.
Дипломатические отношения между странами позволяют сдерживать прогнозируемую агрессию, вырабатывают меры сдерживания агрессоров и применения методов наказания против них, способствуют достижению мирных целей с помощью политического процесса без прямого применения силы.
Политика Испании в Северно-Западной Африке
Испания долгое время была сильной морской державой с большим числом колоний. Несмотря на ее близость к Африке, внешняя политика страны в этом направлении была непостоянной. Переломным моментом стал 2000 год, когда был зарегистрирован миграционный кризис. В результате кризиса африканский вектор стал одним из ключевых во внешнеполитическом курсе Испании. Ещё одна сложность связана с тем, что большая часть импорта энергоресурсов в страну поступает из стран Северной Африки, что ставит ее в зависимость от них.
Сегодня правительство Испании ведет активную работу с африканскими странами в сфере организации безопасности и стабильности, а также в реализации различных программ развития.
Самой большой проблемой Испании является вопрос Гибралтарского пролива. С Марокко у Испании не определен статус 5 территорий у побережья Марокко. Сюда относят Милилью и Сеуту и несколько островов.
С одной стороны Испания поддерживает суверенитет этих территорий в соответствии с положениями ООН, однако заявляет, что здесь проживают этнические испанцы. Марокко же выступает с позиции, что данные территории принадлежат еему на правах бывшей колонии, а также на правах территориальной целостности.
Африканское направление является одним из источников притока нелегальных мигрантов. Причинами тому являются:
- Территориальная близость.
- Наличие двух испанских анклавных городов на северном побережье африканского континента.
В 2002 году испанская армия выселила с одного из спорных островов жителей Марокко, где африканская страна стремилась установить собственную власть.
Помимо далекого от разрешения территориального конфликта между Марокко и Испанией, страна действует и в других направлениях на африканском континенте. Например, Экваториальная Гвинея, Южная Африка и Нигерия являются значимыми торгово-экономическими партнерами Испании. Они способствуют диверсификации внешних связей, снабжают страну энергоресурсами. Чтобы достичь такого сотрудничества, Мадрид оказывал гуманитарную помощь этим странам и способствовал разрешению существующих конфликтов. Содействие беднейшим странам Африки со стороны Испании в 2008-2011 годах приобрело статус долгосрочного.
Внутриполитические изменения в самой Испании повлияли на ее внешнеполитический курс. Испания стремится расширить круг своих компаний за рубежом, помогая предприятиям малого и среднего бизнес. Более активно к решению внешнеполитических задач стали привлекать министров промышленности, экономики, финансов, обороны. Министерство экономики активно участвует координации экспортных поставок и в привлечении иностранных инвестиций. Министерство культуры и образования Испании способствует развитию политики «мягкой силы».
Отношения со странами Северо-Западной Африки усложнились в период после окончания «арабской весны». Дело в том, что Испания сделала большие ставки на этот регион и на развитие бизнеса в нем.
Проблема Сеуты и Мелильи носит затяжной характер. Марокко использует эту территорию в качестве рычага давления на своего европейского партнера. С этим связан вопрос распространения влияния НАТО на эти территории с целью обеспечения их безопасности. Эти города страдают от наплыва нелегальных мигрантов. В некоторых районах Испания вынуждена укреплять свои границы с помощью военных формирований, что не слишком выгодно для установления продуктивных отношений с африканским соседом.
В Сеуте есть стена, защищающая от иммигрантов, демаркационная стена расположен и в Мелильи. Когда-то эти территории были захвачены испанцами с целью усиления защиты границ от набегов жителей Африки.
В 2021 году была совершена внеочередная попытка мигрантов из Африки пересечь границу с Испанией. Более 8000 тысяч человек попытались пройти пограничные заставы. Испанским властям удалось вернуть обратно около 4 тысяч человек, но несовершеннолетних они депортировать не стали. Со своей стороны Испания призвала власти Марокко принять активное участие в ликвидации последствий данного происшествия.