Экономический пояс шелкового пути (ЭПШП) – это проект по созданию единого евроазиатского торгово-экономического пространства, названный в честь важнейшего торгового пути древности, шедшего из Китая в Европу.
Экономический пояс шелкового пути
Идея экономического пояса шелкового пути была предложена председателем КНР Си Цзиньпинем в Казахстане в 2013 году.
Данная концепция предусматривала концентрацию внимания на пяти основных задачах:
- усиление региональной экономической интеграции;
- ликвидация торговых и инвестиционных барьеров;
- строительство единой транспортной инфраструктуры;
- углубление сотрудничества в гуманитарной сфере;
- повышение роли национальных валют.
Китай предусматривает включение в проект до 67 государств, тогда в нем будет участвовать 63% населения всей планеты. Реализацию данного проекта предполагается осуществить в течение 30 лет. По оценкам экспертов, создание такого «шелкового пути» значительно сократит время доставки грузов из Китая в Европу и станет значительным интеграционным фактором, способным поднять экономику всех стран, через которые он будет проходить.
Однако сейчас нет однозначного маршрута «нового шелкового пути», предусматривается несколько ветвей или коридоров. Северный коридор пройдет через Казахстан и Россию к Балтийскому морю. Центральный коридор свяжет Восточный Китай, Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию, Балканский полуостров и Францию. Южный коридор пройдет через Бангладеш, Индию и Пакистан. Реализация такого проекта требует не только совместных экономических, но и политических решений.
Евразийский экономический союз
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции. Началу создания организации было положено в 1994 году, однако собственно ЕАЭС окончательно оформился только в 2014 году. В состав организации входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия. ЕАЭС организован с целью содействия экономическому развитию стран-участниц, повышению их конкурентоспособности на мировом рынке, а также экономической модернизации. Страны обязались координировать свою экономическую политику, в союзе гарантируется свободное перемещение капиталов, товаров, услуг, а также рабочей силы. Страны осуществлять координацию в таких ключевых отраслях, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика.
Заседания ЕАЭС проводятся не реже раза в год. Статус государства-наблюдателя имеет Молдавия с 2018 года. Зона свободной торговли распространяется на такие государства, как Иран, Сербия, Сингапур, Вьетнам. Возможными участниками союза, с которыми идут переговоры, являются Китай, Индия, Таиланд, Египет, Куба.
Валовый внутренний продукт в ЕАЭС равен 1,9 трлн. долларов, а объем торговли с третьими странами – 753,8 млрд. долларов. Более 50 стран выразили свой интерес к сотрудничеству с ЕАЭС.
Интеграция ЭПШП и ЕАЭС
Интеграция между двумя организациями была предложена Россией в мае 2015 года. Основная идея сводится к тому, что между странами ЕАЭС и Китаем нет глубоких антагонистических противоречий, напротив, страны сталкиваются со схожими внешними и внутренними угрозами и проблемами, поэтому их сотрудничество имеет большой потенциал. Оба проекта предполагают развитие транспортной и логистической инфраструктуры, создание мощных экономических площадок и комплексов, стремятся к снятию таможенных барьеров, решение проблем с энергоресурсами.
В 2015 году было сделано совместное заявление России и Китая, которое одобрило экономические инициативы двух стран и дало начало диалогу между Китаем и ЕАЭС. Было предложено расширить торгово-инвестиционное взаимодействие, упростить торговлю в тех сферах, где есть к этому предпосылки, а возможном будущем – создание свободной торговли между странами ЕАЭС и Китаем.
В октябре 2015 года на встрече глав государств в Москве было принято решение об участии стран ЕАЭС во взаимодействии с ЭПШП по вопросам торгово-экономического сотрудничества.
Ключевая тема сотрудничества – это инфраструктурное строительство, что особенно актуально для России, транспортные пути которой не обладают должным качеством и пропускной способностью. Сейчас транспортные магистрали обеспечивают не более 5-77 % потенциального объема евразийского рынка. Транссибирская железнодорожная магистраль требует модернизации. Сотрудничество России и Китая в этом направлении может стать хорошим толчком к решению транспортных проблем России.
Однако такое сотрудничество скрывает в себе опасности и риски, которые необходимо учитывать. Например, углубление интеграции может привести к повышению конкуренции между российскими и китайскими товарами, которые будут реализовываться на одном и том же рынке ЕАЭС. Еще одной проблемой транспортной системы является обеспечение ее безопасности, однако здесь уже может пригодиться большой опыт России и Китая, в том числе их взаимодействие в рамках ШОС.
С точки зрения китайских экспертов, ЕАЭС представляет для них геополитическую угрозу, поскольку союз создавался с целью укрепления российского влияния на постсоветском пространстве и противостоянию внешним силам. Это способно остановить приток дешевых китайских товаров, что снизит экономическое влияние Китая в регионе. Тем не менее китайские эксперты считают, что союз между Россией и Китаем не только возможен, но и необходим, поскольку он будет направлен против усиливающегося Запада, а сотрудничество в этом направлении позволит решить проблему конкуренции. Кроме того, Китай опасается ослабления экономического влияния ШОС, через который сейчас происходит экономическое сотрудничество между Россией и Китаем и государствами Центральной Азии. Однако для решения этой проблемы требуется сделать Китай необходимым членом для ЕАЭС, для чего предлагается стимулировать инициативность и активность государств Азии и России в развитии экономического сотрудничества.
Необходимо также не заблуждаться в реальных целях ЭПШП. Китай преследует цели исключительно развития своих западных регионови их превращение в транспортно-логистический и внешнеэкономический хорошо развитый регион, а вовсе не забота о развитии потенциала других стран. Они рассматриваются Китаем исключительно как рынки сбыта и источники ресурсов и транзитная территория. Китайские инвестиции, связанные с «новым шелковым путем», направляются в инфраструктуру, а не в реальный сектор экономики. Однако ЭПШП обладает тем преимуществом, что он не завязан на политике, и его реализация никак не затрагивает политических режимов стран-участниц.
Однако каждая из стран-участниц союзов преследует свои цели, что затрудняет не только экономическую, но и политическую интеграцию. Реализация сопряжения ЭПШП и ЕАЭС идет куда медленней, чем это представляется по официальным заявлениям. Тем не менее успешная интеграция может поставить под вопрос авторитет России в регионе, поскольку новые политические элиты государств Азии в перспективе могут сделать выбор в пользу Китая, поэтому при достижении договоренности необходимо учитывать стратегические и национальные интересы России и стран ЕАЭС.