Международные резервы государства – это внешние активы государства, которые находятся в свободном для его финансовых органов доступе, контролируются ими, и создаются для использования при чрезвычайных ситуациях.
Понятие и структура резервов государства, а также предъявляемые к ним требования
Формирование резервов представляет собой необходимый процесс обеспечения безопасности государства, его способности противостоять непредвиденным и чрезвычайным обстоятельствам из широко списка угроз – от стихийных бедствий и актов терроризма, до изменения курсов валют и экономического дефицита.
Резервы по своему составу и наполнению могут весьма различаться – это могут быть продовольственные резервы, включающие в себя продукты и товары первой необходимости; резервы медицинских препаратов, оборудования, средств защиты; резервы стратегически важных ресурсов – нефти, газа, угля, металлов; резервы военной техники, оборудования, боеприпасов и т.д. Наиболее значимыми и универсальными в системе государственных резервов является международный резерв государства, т.е. финансовый резерв представленный в виде ликвидной массы иностранной валюты, золотых запасов, ценных бумаг, долговых обязательств и т.д.
В структуру международных резервов любого государства включают 4 основных компонента:
- золотой резерв страны, представляющий собой стратегический запас золота хранящийся в ведении Центробанка на территории самой страны;
- запас иностранной валюты, который включает в себя как остатки по счетам в иностранной валюте, так и ценные бумаги, а также ликвидные долговые обязательства;
- резервная позиция страны в МВФ, т.е. квота страны в Международном валютном фонде, которая может быть использована ею без каких-либо дополнительных условий;
- специальные права заимствования (СДР), т.е. выпущенные и распределенные между странами МВФ кредитные средства, которые также могут перераспределяться между странами в ходе их валютно-кредитного взаимодействия.
К международному резерву страны предъявляется ряд строгих требований, которые определяют может ли тот или иной актив оцениваться как резервный или нет. Прежде всего в состав резерва могут быть отнесены лишь кредитно-денежные требования в отношении нерезидентов, в то время как требования в отношении резидентов не являются резервными, поскольку они не находятся в свободном распоряжении государства. Другое требования связано с реальностью существующих активов, так средства, мобилизуемые по своп-соглашениям также не являются резервными. В отношении активов в иностранной валюте выдвигается требование ее свободной конвертируемости. В отношении ценных бумаг (и любых активов вообще) выдвигается требование ликвидности, т.е. возможность немедленно использовать их для обеспечения государственных платежей.
Золотовалютные резервы отдельных стран
Золотовалютный резерв (ЗВР) является важнейшей составляющей международных резервов государства, его размер и состав позволяет оценить способность государства противостоять различным неблагоприятным обстоятельствам, а также степень его независимости во внешнеэкономической деятельности и политике и способность оказывать влияние на мировую экономику.
Общемировые международные резервы составляют более 11 трлн. долларов США, при этом более 50% от всех мировых резервов находится в распоряжении пяти стран, занимающих первые строчки в списке. На 2019 год топ-5 по данным Всемирного Банка выглядел следующим образом:
- Китай (3,16 трлн. долларов);
- Япония (1,27 трлн. долларов);
- Швейцария (787 млрд. долларов);
- Саудовская Аравия (509 млрд. долларов);
- Россия (468 млрд. долларов).
США находятся только на 6-й строчке с 449 млрд. долларов, такие европейские страны как Германия (13 место, 198 млрд. долларов), Великобритания (15 место, 172 млрд. долларов), Франция (16 место, 166 млрд. долларов) входят в топ-20, но в разы уступают в размерах международных резервов странам из первой пятерки. С одной стороны, подобное положение объясняется тем, что валюта США, а также ЕС является широко распространенной и используется в качестве резервной многими другими странами, что позволяет не делать больший накоплений в иностранной валюте, а с другой стороны самой структурой ЗВР данных стран.
Сопоставляя между собой золотые и валютные запасы различных стран можно отметить, что для США и европейских стран доля золота в ЗВР крайне высока – у США она составляет 75%, у европейских стран 60-70%, в то время как у стран из топ-5 международных резервов она куда ниже – для России это 17%, Швейцарии – 5%, Китая и Японии порядка 2,5%. Между тем именно золото обеспечивает наибольшую ликвидность и самостоятельность международных резервов и является его наиболее ценной частью. На 2019 год общий объем золотых резервов стран мира по данных Всемирного Совета по Золоту составил 33 тыс. тонн, из которых 8 тыс. тонн находятся у США, занимающих первое место по количеству золотых запасов. Для сравнения Россия находится на 6-й строчке с 2 тыс. тонн, Китай на 7-й с 1,8 тыс. тонн, Швейцария на 8-й с 1 тыс. тонн, а Япония на 9-й с 765 тоннами золота. Вместе с тем анализ резервной политики стран говорит о значительном внимании именно к золотым резервам, за последние 10 лет и Россия, и Китай прикладывали значительные усилия для наращивания именно золотого запаса, активизируя как добычу золота внутри страны, так и его покупки за рубежом. При этом эксперты высказывают значительные сомнения в достоверности оценок золотых запасов Китая, поскольку официальные данные о росте золотого запаса, расходятся с данными по операциям с золотом, более чем в 4 раза, что позволяет предположить, что китайские власти скрывают реальные размеры золотого запаса страны.
Оценка достаточности уровня резервов
Существуют различные методы оценки достаточности международных резервов страны. Наиболее распространенными являются:
- отношение размера резервов к месячным затратам на импорт товаров и услуг;
- критерий Гвидотти (сопоставление с годовым размером обслуживания внешнего долга страны);
- критерий Редди (сочетание первых двух критериев).
Наиболее часто используется первый критерий. Согласно ему оптимальным является такой размер резервов при котором страна может импортировать товары и услуги в течении трех месяцев. Однако резервы далеко не всех стран соответствуют данному параметру. Объем импорта США и стран Европы настолько велик, что в их случае показатель критерия приближается к двум, а иногда 1 месяцу. В тоже время Китай, несмотря на высокий показатель импорта способен перекрывать его в течении 19 месяцев, благодаря значительному объему резервов.