Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – это региональная межгосударственная организация, объединяющая крупнейшие страны азиатского региона и развивающая многостороннее сотрудничество в сферах безопасности, экономики, энергетики, культуры и т. д.
История создания и основные цели ШОС
История возникновения ШОС берет свое начало в 1996 году, когда в Шанхае прошла первая встреча глав пяти стран – Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, образовавших «Шанхайскую пятерку». Центральными вопросами данной и последующих встреч стало разрешение территориальных споров между странами-участниками, прежде всего с Китаем, а также налаживания сотрудничества в области безопасности и борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
По мере прохождения ежегодных саммитов развивались не только отношения между странами-участниками, но также и сами механизмы организации взаимодействия, в частности были назначены координаторы встреч «Шанхайской пятерки». В 2001 году к пятерке присоединился Узбекистан, после чего организация была официально переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества. Вместе с тем процесс институциализации ШОС протекал достаточно неторопливо и был растянут во времени.
Так, в 2002 году была подписана Декларация глав государств ШОС, и Хартия ШОС, а в 2003 создан секретариат организации, а также РАТС (Региональная антитеррористическая структура). Окончательно ШОС оформился как полноценная международная организация только в 2004 году, после подписания Ташкентской декларации.
По мере своего развития организация продолжила расти и численно, к ней присоединились новые наблюдатели и члены. В настоящее время в ШОС состоит 8 стран-членов:
- Китай,
- Россия,
- Казахстан,
- Узбекистан,
- Таджикистан,
- Киргизия,
- Индия,
- Пакистан.
Кроме того, 4 государства имеют статус наблюдателя (Белоруссия, Монголия, Иран, Афганистан), а 6 государств статус партнера по диалогу (Армения, Азербайджан, Непал, Турция, Камбоджа, Шри-Ланка).
Основные цели ШОС закреплены в Хартии 2002 года. Среди них можно выделить:
- противостояние сепаратизму, экстремизма и терроризму, а также иным видам международных угроз, связанных с незаконной деятельностью;
- развитие экономического роста и сотрудничества государств-членов организации;
- построение демократического и рационального мирового порядка;
- взаимодействие по предотвращению международных конфликтов;
- развитие отношений дружбы и добрососедства и т.д.
Оценки деятельности ШОС и ее успехов достаточно разняться. С одной стороны, ШОС часто называют одной из наиболее активно развивающихся международных организаций, в рамках которой сосредоточена половина населения Земли, а ее территория занимает 60% Евразии. Между странами-участниками ШОС активно развивается разносторонние связи, предполагающие как сотрудничество в области безопасности, так и экономики, культуры, энергетики, инфраструктурных проектов.
Вместе с тем отмечаются и определенные проблемы ШОС. В частности, хотя ШОС и выступает площадкой для разрешения территориальных споров, в полной мере они были решены лишь между Китаем и его партнерами, в то время как конфликты между другими странами ШОС (Узбекистаном и Таджикистаном, Индией и Пакистаном и т.д.) оказались заморожены, а существенных попыток их разрешить не предпринимается. Кроме того, ШОС представляет собой скорее переговорную площадку между государствами, чем полноценную международную организацию с развитой системой институтов, обладающую собственной, наднациональной субъектностью. Также между лидерами организации – Китаем и Россией существует ряд противоречий как в рамках сотрудничества в ШОС, так и в вопросах ее развития.
Общие интересы РФ и Китая
РФ и Китай объединяют прежде всего геополитические и региональные интересы в области безопасности. И Китай, и РФ опасаются усиления роли США, ЕС и НАТО в среднеазиатском регионе, их объединение отвечает целям консолидации перед лицом общей внешней угрозы. Также тесное сотрудничество РФ и Китая вписывается в модель многополярного мира, которую активно продвигает и реализует на международной арене Москва.
Важным аспектом сотрудничества являются проблемы региональной безопасности. Для РФ центральная Азия традиционно является объектом интересов и стратегически важным регионом в обеспечении безопасности протяженных границ страны. Китай в свою очередь также видит в Центральной Азии регион, обеспечивающий реализацию интересов развития страны. Вместе с тем среднеазиатские страны выступают и источником напряженности в области существования международных террористических группировок, каналов трафика и производства наркотических веществ, а также националистических и сепаратистских движений, охватывающих как северо-западные провинции Китая, так и значительные территории государств ЦАР.
Проведение согласованной антитеррористической политики и сотрудничества между силовыми ведомствами стран, позволяет эффективно бороться как с экстремизмом, так и преступностью, делать регион более безопасным и стабильным. Также страны-участники ШОС периодически проводят совместные учения, хотя ШОС и не является военно-политическим альянсом.
Еще одной сферой активного сотрудничества в рамках ШОС является развития культурных отношений, создание системы высшего образования по перспективным направлениям в рамках сотрудничества ШОС и т.д.
Расхождения между Китаем и РФ
Вместе с тем у двух наиболее крупных и сильных государств региона неизбежно возникают и противоречия в рамках организации. Прежде всего это вопросы главенства и приоритета влияния в средней Азии.
Россия связана со странами средней Азии исторически и активно развивает сотрудничество в рамках таких международных форматов как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, которые проходя без участия Китая. В свою очередь Китай начал проявлять интерес к региону с 80-х годов и после развала СССР получил возможность установить тесные связи с новыми странами. В рамках ШОС Китай инвестирует значительные средства в страны региона, решая собственные энергетические и ресурсные запросы. Именно Китай заинтересован и продвигает идею создания зоны свободной торговли в рамках ШОС, что сделает остальные страны зависимыми от китайского импорта.
Россия в большей степени развивает в рамках ШОС проблемы безопасности, а Китай экономического сотрудничества. При этом не имея возможности соперничать с Китаем в данном поле РФ всячески тормозит экономическую интеграцию в ШОС, Китай же под рамками ШОС заключает двусторонние договора со странами-участниками.