Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обострение национального вопроса в СССР

Национальная политика СССР и феномен «советского человека»

Вопреки политически-ангажированным утверждениям политиков и интеллигентов бывших советских республик об отсутствии в СССР национальной политики, или даже режиме национального апартеида, в действительности в советском государстве с первых лет его существования национальному вопросу уделялось самое пристальное внимание.

СССР объединил значительную часть бывших территорий Российской Империи на которых проживало множество национальностей и этносов, как крупных и обладающих древней историей, так и малых или возникших в исторически-обозримом контексте. При этом наиболее развитыми, как в экономически-промышленном, так и образовательно-культурном отношении были бывшие европейские территории РИ, в то время как в некоторых национальных окраинах промышленность была представлена средневековыми мануфактурами и кустарным производством, отсутствовало образование и система здравоохранения.

Советское руководство взяло курс на развитие национальных окраин, выравнивание их с центром как в социально-экономическом, так и культурном отношении.

Замечание 1

Всего в рамках СССР существовало 53 национально-территориальных единицы, а именно - 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов.

Результатом реализации национальной политики стало стремительное развитие данных единиц. На их территории строились современные производства, открывались школы, университеты, создавались учреждения культуры и печати, причем как на русском, так и на национальных языках, поощрялось исследование и культивация особенностей и традиций национальной культуры, истории. Донором для масштабных преобразований выступала наиболее развития часть СССР, а именно РСФСР и русский народ.

Национальные республики и автономии пользовались значительными преимуществами в сравнении с обычными областями русского центра – они получали повышенное финансирование из центра, власти уделяли больше внимания развитию культуры и образования, социально-экономическому благополучию населения, республики оставляли себе значительно большую часть доходов. Так если РСФСР имела право оставить в республиканском бюджете 42,3% собранного налога, то Эстония 59,7%, а Литва, Узбекистан, Казахстан более 99%.

«Обострение национального вопроса в СССР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На фоне экономического и социального развития республик советская центральная власть пребывала в убежденности о том, что национальный вопрос решен. Более того, в 50-60 годы формируется идея о создании нового типа идентичности – «советского человека», которая к середине 70-х годов становится одним из направлений официальной идеологии.

Замечание 2

Советский человек, строитель коммунизма, представлял собой новый тип личности, обладающей универсальными советскими ценностями, нормами, моральными ориентирами, базирующимися на советской идеологии, оторванной от религиозных или узконациональных интересов.

Следует отметить, что советский человек не был исключительно формальным конструктом, существовали вполне определенные факты, указывающие на развитие интернациональных связей – такие как рост межнациональных браков, значительная доля населения, проживающего за пределами своих национальных республик, высокая распространенность русского языка, как интернационального языка общения в рамках Союза.

Противоречия национальной политики и предпосылки обострения национального вопроса

Однако несмотря на значительные плюсы и впечатляющие показатели национальной политики и политики выравнивания, существовали минусы, противоречия и непоследовательности, на которые советское руководство в течении длительного времени закрывало глаза.

Так республики оставались в политическом отношении полностью несамостоятельными и зависимыми от центра. Несмотря на значительные промышленные мощности, большая их часть принадлежала общесоюзным властям, в то время как на долю национальных властей республики приходилось лишь от 4% (РСФСР) до 10% (Казахстан) производимой на ее территории продукции. Как следствие львиная доля налогов уходила в общесоюзную казну, из советского центра осуществлялось управление предприятиями, расположенными на территории различных республик.

В кавказских и среднеазиатских республиках экономический рост не поспевал за демографическим, из-за чего общий уровень жизни оставался невысоким в сравнении с другими республиками, особенно прибалтийскими, где прирост населения напротив был минимален. Данное обстоятельство активно использовалось для выбивания дополнительных дотаций.

На протяжении последних десятилетий советского государства властные аппараты республик стремительно становились этническими. Так если в 60-е годы в совнархозе Казахстанской ССР доминировали русские, то к 80-м годам практически все должности занимали казахи. Необходимость конкуренции с русским населением за высокооплачиваемые должности, а также национализация органов власти республик, при их сильной зависимости от центра и неспособности проводить самостоятельную политику порождали советофобию, русофобию и тенденции к сепаратизму.

Проблема русофобии была также связана с масштабными переселениями людей происходившими в рамках Союза. Высококвалифицированные русские специалисты приезжали в союзные республики для обеспечения работы заводов, школ, больниц, учреждений культуры и т.д. При этом между русским и местным населением возникали конфликты на почве национальной неприязни, которые старательно замалчивались партийным руководством. С одной стороны, этническое большинство не принимало приехавших русских, которые рассматривались как конкуренты, а также обвинялись во всех типичных «грехах» эмигрировавшего населения – пьянстве, воровстве, бандитизме и проституции, с другой стороны русское население не стремилось к установление контакта с местными, не знало их языка, культурных обычаев и традиций, что приводило к столкновениям. Начиная с 60-х годов русские все больше выезжают с территорий национальных республик в РСФСР, особенно с Кавказа и Средней Азии.

Острые точки национального вопроса

Периодические конфликты на этнической почве, неприязнь, достаточно длительное время игнорировались и скрывались властями, на фоне общих успехов национальной политики. Однако с началом политики перестройки националистические противоречия стали приобретать особенно острый и гласный характер. К ним можно отнести:

  • Карабахский конфликт между Азербайджанской и Армянской ССР;
  • Абхазский и Южноосетинский конфликты в Грузинской ССР;
  • этнические конфликты на Северном Кавказе (между ингушами, чеченцами, северными осетинами);
  • движение за возвращение на родину крымских татар и получение собственной автономии;
  • движение за создание автономии для поволжских немцев;
  • курс на независимость народных фронтов прибалтийских республик и т.д.

Экономические проблемы перестроечного периода, неспособность провести последовательную политику реформ, а также открыто и эффективно действовать в ситуациях национальных конфликтов и кризисов вызывали закономерное недоверие к центральной советской власти, способствовали росту национального самосознания республиканских элит их движения к получению независимости.

Дата написания статьи: 07.10.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot