Основы обеспечения безопасности в АТР
Азиатско-Тихоокеанский регион (сокращенно – АТР) – это пространство от Пакистана на западе и до островных государств Океании на востоке.
В современном мире страны Азиатско-Тихоокеанского региона сталкиваются со множеством угроз, некоторые из которых носят не только региональный, но и глобальный характер. В обеспечении безопасности в регионе заинтересованы многие международные структуры.
В настоящее время безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе обеспечивается посредством двух основных систем (рисунок 1), одна из которых представлена альянсами между США и их азиатско-тихоокеанскими союзниками, а другая – строится на основе сотрудничества асеаноцентричных диалоговых форматов.
Рисунок 1. Системы обеспечения безопасности в АТР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Большое влияние на обе системы оказывают китайский и американский мега-проекты:
- Инициатива «Пояс и Путь» (ИПП).
- Индо-Тихоокеанский регион (ИТР).
Эксперты сходятся во мнении, что дальнейшее развитие этих мега-проектов будет постепенно, шаг за шагом ослаблять систему коллективной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Что же касается их влияния на систему безопасности в АТР, основанную на сотрудничестве, то здесь не все так однозначно. С одной стороны, ИТР постепенно снижает значимость АРФ, СМО, АСЕАН+8 и ВАС в глазах их участников. С другой стороны, ИПП, пусть и не напрямую, но все же благоприятствует процессам укрепления этих диалоговых форматов.
В целом существующие в АТР системы безопасности носят состязательный характер, а в каких-то моментах и вовсе противостоят друг другу, нередко используя для этого политически ангажированные и нейтральные повестки многостороннего сотрудничества. Система коллективной безопасности в этом противостоянии потихоньку проигрывает, не имея «большой идеи», которая могла бы сплотить вокруг себя союзников. В таких условиях США не остается ничего другого, как «накачивать» антикитайские настроения в диалоге с этими странами в качестве, фактически, единственного консолидирующего мотива.
Система безопасности в АТР, основанная на сотрудничестве, по большому счету функционирует без каких бы то ни было серьезных системных сбоев. В то же время она сталкивается с проблемой нехватки ресурсов, способных обеспечить повышение их статуса координатора заседаний.
Система коллективной безопасности в АТР
В научной литературе систему коллективной безопасности в АТР иначе принято называть системой «оси и спиц», где в качестве «оси» выступают Соединенные Штаты Америки, а в роли «спиц» - все прочие участники. На практике данная система обеспечения безопасности в АТР включает в себя альянса между США и их союзниками в Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии и южной части Тихого океана. Таким образом, в качестве прочих участников системы выступают такие государства, как Япония, Южная Корея, Филиппины, Таиланд и Австралия.
Система «оси и спиц», обеспечивающая безопасность в АТР, сложилась в 1950х – начале 1960х гг. Основной причиной ее формирования стало стремление к созданию «оборонительного редута» из военных баз на территории союзников как способа предотвратить возможность повторения событий Перл-Харбора времен войны на Тихом океане, к которым командование США оказалось попросту не готово. Свою роль сыграло образование в Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии социалистических государств, а также начало межкорейского конфликта.
На сегодняшний день конечной целью функционирования системы коллективной безопасности в АТР считается достижение следующих приоритетов:
- предотвращение возникновения сильного конкурента, который был бы способен бросить вызов американскому доминированию;
- поддержание, а в идеале – наращивание отрыва от конкурентов в сфере технологических и военно-силовых возможностей;
- поддержание сложившегося в отношениях между наиболее влиятельными региональными игроками статус-кво посредством использования системы альянсов в качестве инструмента решения поставленной задачи.
Одним из ключевых недостатков коллективной системы безопасности в АТР считается е антикитайская направленность. То, каким образом Китай выстраивает отношения с азиатско-тихоокеанскими партнерами США, способствует усилению их мотивации к сотрудничеству или, как минимум, к наращиванию экономических обменов, что, в свою очередь, способствует снижению заинтересованности в конфронтации с Поднебесной.
Система безопасности в АТР, основанная на сотрудничестве
Антиподом коллективной системы безопасности в АТР выступает азиатско-тихоокеанская система безопасности, основанная на сотрудничестве. Выстраивается она благодаря усилиям Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Система безопасности в АТР, основанная на сотрудничестве, структурно может быть представлена в форме некоего треугольника, основание которого составляют Региональный форум АСЕАН и Совещание министров обороны АСЕАН+8, а его вершиной является Восточноазиатский саммит. Ответственность за определение их повестки заседаний, впрочем, равно как и координацию их действий, лежит на Ассоциации стран Юго-Восточной Азии.
Оценивая функционирование всех, входящих в данную систему компонентов, в целом, эксперты отмечают действенный характер достигнутых результатов. Каждая из трех выше названных структур внесла свой вклад в укрепление доверия между участниками переговоров, в том числе и благодаря обсуждениям на инклюзивной и подчеркнуто неидеологизированной основе. В то же время, следует понимать, что вплоть до недавнего времени у этой системы отсутствовала какая бы то ни было экономическая основа. Она была создана лишь в 2012-2020 гг., а начало ее полноценному функционированию было положено лишь в январе 2022 г. (в виду имеется Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство).
Стоит отметить, что формирование асеаноцентричных форматов сотрудничества изначально происходило в совершенно иных условиях и связывалось с решением принципиально других задач.