Коррупция – это обогащение должностных лиц за счет оказания незаконных управленческих услуг.
Проблема коррупции
Коррупция представляет собой социально-историческое явление, которое базируется на тесном взаимодействии двух сфер – экономической и административно-управленческой. Занятие управленческих или контролирующих должностей в административном аппарате страны, отдельного региона, международной организации, порождает возможность для незаконного обогащения лица, за счет вынесения решений, ускорения управленческих процессов или других услуг в пользу лица-просителя, использующего форму денежного подкрепления собственного обращения. Кроме того, заняв определенную позицию должностное лицо может сознательно саботировать осуществление управленческих процессов, с целью получения денежных средств от просителей.
Коррупция как явление возникла в глубокой древности. В странах Азии она на протяжении веков рассматривалась в качестве традиционной управленческой практики и не вызывала осуждения со стороны властей. Вместе с тем коррупция оказывает значительное негативное влияние на систему управления, экономику и все общество в целом. Коррупция не только ведет к созданию системы административного вымогательства по отношению к субъектам экономической деятельности, бизнесу, частным лицам, но также снижает эффективность работы органов государственного и местного управления, создает почву для роста бюрократии, нарушения принятых государством стандартов деятельности и безопасности.
Коррупция влечет за собой нарушение условий рыночной конкуренции, нарушение условий трудовой деятельности и безопасности на производствах, снижение качества выпускаемой продукции, вплоть до ее опасности для жизни потребителей, расхищение выделяемых государственных средств и как следствие не реализацию социальных, инфраструктурных, экономических, оборонных и иных проектов.
В социальной сфере коррупция способствует росту социального неравенства и напряженности в обществе, ухудшению криминогенной обстановки, в следствии безнаказанности отдельных лиц и снижения общего уровня жизни. Особенностью коррупции является то, что масштабы ее нарастают по мере снижения уровня субъекта, так местная коррупция и произвол достигают большей интенсивности в сравнении с обще или межгосударственной.
Согласно Конвенции ООН против коррупции 2003 года, в настоящее время коррупция представляет собой международную проблему, которая не ограничивается внутренними вопросами отдельной страны, но требует координированных усилий всех стран, для борьбы с данным явлением. В действительности лица совершающие коррупционные действия не редко стремятся вывести незаконные средства за рубеж, сделав их недоступными для действий ведомственных организаций внутри страны.
Законодательная база и формы международного противодействия коррупции
Коррупция представляет собой международную проблему, ее решение силами отдельной страны в настоящем глобализированном мире не представляется возможным. В тоже время вред коррупции начинает сказываться не только в рамках отдельной страны, но и всего мирового сообщества, что делает проблему борьбы с ней все более актуальной. В связи с этим в международном поле принимаются Конвенции, направленные на координацию и регламентацию усилий по борьбе с коррупцией:
- Конвенция СЕ об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.;
- Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц 1997 г.;
- Конвенция СЕ об уголовной ответственности за коррупцию 1999г.;
- Конвенция ООН против транснациональной преступности 2000 г.;
- Конвенция ООН против коррупции 2003 г.
В рамках данных конвенций происходит взаимодействие как на уровне государств и их отдельных органов (органов внутренней безопасности, судов и т.д.), так международных организаций, таких как ООН ОБСЕ, ГРЕКО (группа государств против коррупции), ОЭСР (организация экономического и социального развития) и т.д.
К числу основных форм взаимодействия в области противодействия коррупции можно отнести:
- взаимную правовую помощь, в обработке запросов по приводящимся расследованиям в области коррупции;
- экстрадицию;
- обмен и предоставление информации;
- передача уголовного производства;
- сотрудничество на уровне правоохранительных органов.
Одной из важных форм противодействия является правило о возвращение конфискованных активов незаконного происхождения в страну происхождения, которое потенциально позволило бы сократить урон от вывода незаконно приобретенных средств за рубеж, однако исполнение данной меры производится странами далеко не всегда. Среди основных направлений международной антикоррупционной деятельности можно отметить проведение согласованной антикоррупционной политики, разработку и внедрение в национальную практику унифицированных антикоррупционных мер, обмен опытом антикоррупционного взаимодействия, проведение совместных исследований по борьбе с коррупцией.
Россия и система международного сотрудничества против коррупции
Проблема коррупции крайне актуальна для России, и она стремится выстроить эффективные международные отношения в рамках противодействия ей. МВД России устанавливает преимущественно двусторонние формы сотрудничества с правоохранительными органами других стран, отправляя запросы на помощь и предоставление информации в проведении расследований, обязуясь в свою очередь рассмотреть аналогичный вопрос от страны адресата. Согласно статистике ежегодно Генеральная прокуратура РФ отправляет более 400 запросов, связанных с коррупцией, за рубеж и рассматривает более 1500 встречных запросов по данной проблеме.
Между тем РФ не присоединилась к ряду европейских конвенций и практик по борьбе с коррупцией в частности к Конвенции по гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 1999 года, а также не используются предложенные нормы по конфискации средств, приобретенных незаконным путем из Конвенции ООН против транснациональной преступности.