Международная морская организация
Международная морская организация – это подразделение ООН, специализирующееся на вопросах взаимодействия стран в сфере судоходства.
ООН начала создавать свои специализированные подразделения практически с момента своего образования. Международная морская организация стала продолжением Конвенции, вступившей в силу в 1958 году. Именно этот год считается годом начала работы Организации. Но решение о создании органа, регулирующего отношения между странами в водах мирового океана, было принято в 1947 году.
Ее задачами являются:
- Отмена дискриминации в мировом судоходстве.
- Принятие норм и стандартов, регламентирующих безопасность в мировых водах.
- Борьба с загрязнением вод кораблями.
Штат организации насчитывает около 300 человек. Можно сказать, что это форум, которые предоставляет место для обмена данными, обсуждения насущных проблем, относящихся к судоходству. Организация занимается преимущественно консультированием. Здесь проводятся совещания, способствующие повышению эффективности взаимоотношений между странами-участницами. На базе подразделения ООН разрабатываются стандарты безопасности, организуется работа по выработке и внедрению международной правовой документации и рекомендаций.
Таким образом, Международная морская организация была создана для того, чтобы обеспечить сближение стран в вопросах судоходства и использования морского пространства.
Структура организации
По данным на 2020 год численность стран-участниц Международной морской организации составляет 147 государств. Ассоциированными членами являются:
- Фаерские острова,
- Макао,
- Гонконг.
При организации создан управляющий орган – Ассамблея. Совет организации состоит из 40 государств, которые ранжируются в зависимости от степени их вовлеченности в международное судоходство. 10 стран называются морскими державами, 10 стран принимают наиболее активное участие в мировой морской торговле и 20 стран избраны для того, чтобы представлять различные регионы мира.
Защита окружающей среды на море обеспечивается Комитетом по защите морской среды. Правовым регулированием и выработкой норм занимается Юридический комитет. Также есть Комитеты по техническому сотрудничеству, по облегчению формальностей судоходства, по безопасности на море. Есть несколько подкомитетов, которые подготавливают документы и направляют их в комитеты. Те на сессиях рассматривают эти документы и либо утверждают их, либо отклоняют.
Дипломатическая конференция организации принимает серьезные решения, влияющие на стратегию организации.
Основная задача организации – выработка регламентирующих документов в форме резолюций. К резолюциям могут прилагаться разные документы. Если такие документы обязательны к исполнению, то они внедряются административными органами, на уровне правительств стран-участниц. Стоит отметить, что принятые решения носят рекомендательный характер. Страны могут включать эти решения в свои национальные законы и внедрять их для реализации.
Деятельность Международной морской организации
Деятельность Международной морской организации определена ее целями и задачами. Она направлена на обеспечение перевозки грузов по всему миру, в том числе, опасных. Благодаря работе Организации была пересмотрена действовавшая система измерения веса судов.
Одним из животрепещущих вопросов остается вопрос экологии и загрязнения мировых вод океана. Выбросы с производственных предприятий, кораблекрушения, загрязнение нефтепродуктами, все это оказывает негативное влияние на морскую флору и фауну. Крупные катастрофы танкеров и последовавшие за этим экологические проблемы заставили Организацию принять ряд мер, способствовавших предотвращению аварий. Помимо того, был урегулирован вопрос сброса отходов из машинных отделений судов.
Конвенция 1978 года стала регулировать процесс предотвращения загрязнения судами морских вод. Чуть позже документ был дополнен Протоколом, в котором содержались методы предотвращения последствий аварийного и эксплуатационного загрязнения, загрязнения вод химикатами, мусором. Также было отмечено, что суда влияют негативным образом на воздушное пространство. Документ предусматривал профилактические меры по борьбе с последствиями от нефтяного загрязнения. Международная морская организация способствовала выработке мер по предоставлению компенсаций странам, которые пострадали от загрязнений.
Развитие научно-технического прогресса позволило усовершенствовать систему сообщения между судами в случае бедствия. С 1977 года действует спутниковая система, с помощью которой ищут затерявшиеся корабли. В результате была создана специализированная организация, ответственная за поддержку спутниковой связи для нужд морского сообщения.
С 1979 года действует международная конвенция по спасению на воде. Морской организацией было предложено разработать и внедрить такую систему оповещения, которая автоматически будет сообщать о поломке и кораблекрушении.
С 1999 года эта система была введена в эксплуатацию. Теперь любое тонущее судно автоматически сигнализирует о катастрофе и экипажу нет необходимости отправлять запрос.
Международная морская организация занимается решением и других вопросов. Среди них сохранение морских биоресурсов, обеспечение безопасности перевозки контейнеров, сыпучих и жидких грузов. Отдельно регламентируется вопрос обучения экипажей грузовых и пассажирских кораблей. Доработаны требования к подготовке специалистов, обучающих студентов в области судоходства.