Канадская провинция Квебек в системе международных отношений
Квебек – это франкоязычная канадская провинция, наиболее крупная в стране (рисунок 1).
Рисунок 1. Провинция Квебек на карте Канады. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Квебек является единственной франкоязычной провинцией Канады. Последние полвека он считается крайне активным и весьма заметным игроком на международной арене. Основными причинами тому считаются:
- стремление Квебека представлять себя как основного национального выразителя и защитника интересов франко-канадского сообщества, в том числе и за границей;
- наличие у провинции значительного потенциала (ресурсного, промышленного, культурного, научно-технического, имиджевого и др.), превращающего ее в перспективного и привлекательного партнера для многих стран;
- не противоречие международной деятельности провинции общему курсу внешней политики Канады (она скорее дополняет его).
У провинции даже имеется собственное Министерство международных отношений и разветвленная сеть зарубежных представительств. Квебеку удается поддерживать контакты и с суверенными государствами, и с субнациональными акторами. Кроме того, Квебек представлен в некоторых международных организациях. На протяжении многих лет основными зарубежными партнерами Квебека выступали Франция и США. В последние годы в рамках квебекской парадипломатии все большее значение отводится выстраиванию отношений со странами Центральной и Южной Америки и Вест-Индии.
Внешние связи канадской провинции Квебек ориентированы на продвижение ее идентичности, которая, кстати сказать, в определённом смысле отличается от общеканадской, а также ее культуры и французского языка. Примечательно, что на протяжении всей истории они тесно были связаны с перипетиями внутренней политики провинции, где в 70-90-е гг. ХХ в. сильны были сепаратистские настроения. Очевидно, что федеральное правительство страны на протяжении долгого времени с настороженностью относилось к международной деятельности «проблемной» провинции и стремилось к ее ограничению. Тем не менее, власти Канады не пытались всецело ей препятствовать, ведь, в общем и целом она соответствовала конституционным рамкам и принципам канадского федерализма.
Участие провинции Квебек в системе международных отношений привело к возникновению так называемого феномена квебекской парадипломатии. Рассмотрим его более подробно.
Основы квебекской парадипломатии
Под парадипломатией как таковой сегодня принято понимать международные отношения, реализуемые субнациональными, региональными либо местными органами власти. Согласно официальным заявлениям властей сущность квебекской парадипломатии заключается в реализации Квебеком своей политики и стратегии, являющихся по сути своей ни чем иным, как пролонгацией компетенций Квебека заграницей.
Квебекской дипломатии удалось совершить мощный рывок в своем развитии. За последние полвека провинцией было заключено свыше 700 соглашений с 80 суверенными странами и субнациональными акторами. На сегодняшний день у Квебека имеется порядка 28 собственных зарубежных представительств. Среди них генеральные делегации, делегации и бюро. По этому показателю провинция вполне может быть сопоставима с небольшими государствами Европы.
История участия Квебека в международных отношениях очень интереса. В 1971 году в Агентстве культурного и технического сотрудничества им был получен статус «участвующего правительства». После долгой дискуссии к концу 1985 года федеральному центру и провинции удалось заключить соглашение об участии последней во франкофонных саммитах. Благодаря этому квебекским премьерам наряду с главами суверенных государств удалось получить «место за столом» переговоров. В 2002 году Национальной ассамблеей Квебека был принят закон, по которому все международные договоры Канады, так или иначе затрагивающие вопросы провинциальной юрисдикции, должны быть ею одобрены. В 2006 году провинциальных представителей включили в состав канадской делегации в ЮНЕСКО.
В целом следует отметить, что Квебек не мог бы успешно вести международную деятельность без определенной поддержки или, как минимум, молчаливого согласия федерального правительства. Даже в периоды обострения федерально-провинциальных отношений Оттава не препятствовала контактам Квебека с его иностранными партнерами, не посягая тем самым на его конституционные права. В то же время в конце ХХ века и особенно в 2000-е годы «центру» и франкоязычной провинции удалось прийти к компромиссу и наладить конструктивное взаимодействие в сфере внешних связей. Это пошло на пользу как Квебеку, так и Канаде в целом.
В современном мире квебекская парадипломатия служит составной частью бизнеса Канады и является одним из средств выражения региональной идентичности субъектов федераций. Рассмотрим эту его ипостась более подробно.
Парадипломатия Квебека как часть бизнеса государства
Квебек сегодня является не единственной, но, пожалуй, самой важной провинцией Канады, имеющей свою парадипломатию. Ее реализации благоприятствует достижению целей всего государства.
Реализуя свою парадипломатию и осуществляя свою внешнюю политику Квебек заинтересован в использовании таких компонент, как:
- имеющиеся федеральные структуры;
- налаженные связи;
- информационная поддержка и пр.
Повышенное внимание власти уделяют вопросам сотрудничества канадского и квебекского правительства как одному из условий продвижения специфических интересов провинции. В то же время, квебекская парадипломатия служит экономическим и внешнеполитическим целям всего канадского государства.
Федеральное правительство страны надеется при помощи Квебека значительно расширить сферу своей деятельности, постепенно выводя ее на новые уровни. При этом Оттава четко осознала, что Квебек во всем мире воспринимается как часть Канады (обособленная, специфическая, но неотъемлемая). Соответственно, его самостоятельные действия, в конце концов, идут на пользу всей стране в целом.