Сирийский кризис
Сирийский кризис – это многоуровневый и многосторонний вооружённый конфликт на территории Сирии, начавшийся весной 2011 года.
Сирийский кризис или гражданская война в САР (Сирийской Арабской Республике) начался в качестве локального гражданского противостояния, но со временем перерос в восстание против режима президента страны, в которое оказались вовлечены не только основные государства региона, но и военно-политические группировки, международные организации и мировые державы. Основными участниками Сирийского конфликта стали:
- регулярные военизированные и вооруженные формирования, выступающие на стороне президента Башара Асада;
- формирования «умеренной» сирийской оппозиции;
- курдские регионалисты;
- различные джихадистские и исламистские террористические группировки, в деятельность которых вовлечены добровольцы из-за рубежа.
Причины Сирийского кризиса весьма разнообразны. Основные из них представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные причины Сирийского кризиса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вооруженный сирийский конфликт продолжается с 2011 года. В конце 2017 года официально было объявлено о победе над террористической группировкой «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в России). Большая часть страны находится под контролем сирийского правительства. В настоящее время перед сирийскими властями и международным сообществом стоит задача политического урегулирования и восстановления Сирии, включая проработку вопроса возвращения беженцев.
Интересы стран в разрешении Сирийского кризиса
Вооруженное противостояние между действующей в Сирии властью и оппозицией практически сразу вышло за рамки внутреннего конфликта, а позже – и за пределы Ближнего Востока, превратившись в международную проблему. В итоге в Сирийский кризис оказались вовлечены многие страны и международные коалиции (Турция, Израиль, Иран, Саудовская Аравия, Россия, США, Евросоюз, страны НАТО и др.). В связи с этим конфликт приобрел статус глобального и стал одним из наиболее острых противостояний современности.
В Сирийский конфликт оказались вовлечены внешние силы, каждая из которых отстаивала в Сирии свои собственные интересы, используя ту или иную сторону конфликта для их реализации. Так, например, Запад в лице США, Европейского Союза и НАТО с самого начала конфликта стал посредством различного рода политических решений начал оказывать давление на президента Сирийской Арабской Республики, обвиняя его в жестокости при подавлении протестных восстаний и выступая за его уход из власти.
Против официальных властей Сирии выступала и Турция, являющаяся одним из претендентов на лидерство в регионе. Она, прежде всего, была заинтересована в ослаблении Сирии как союзника Ирана, также стремящегося к занятию лидерских позиций на Ближнем Востоке. Аналогичным образом в ослаблении Сирии как иранского союзника были заинтересованы и монархии персидского залива. Посредством использования различных политических средств они всячески давили на действующую сирийскую власть и поддерживали сирийскую оппозицию.
В поддержку сирийских властей выступила Россия, имеющая давние политические, экономически и дружеские отношения с Сирийской Арабской Республикой. Все усилия, предпринимаемые Российской Федераций в рамках Сирийского конфликта, были направлены, прежде всего, на его политическое решение.
Поддержку Сирии оказал и Иран. В целях обеспечения своих интересов в регионе он оказывал президенту Сирии помощь в сохранении политического режима в стране посредством военных, политических и финансовых средств.
Конфликт в Сирии привел к изменению баланса сил на Ближнем Востоке. Фактически произошел перекос в сферах влияния – США уступили место России. Эксперты называют Сирийский кризис одним из камней преткновения в регионе, усиливающим противоречия между Россией и США.
Основы международного процесса урегулирования сирийского конфликта
Вопросы международного урегулирования Сирийского кризиса обсуждаются на площадках Нур-Султана и Женевы (Казахстан и Швейцария). В 2018 году в Сочи был проведен конгресс сирийского национального диалога. Также были проведены трехсторонние встречи глав-государств Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию, участие в которых приняли главы трех государств – России, Турции и Ирана.
По инициативе президента Франции были проведены заседания «малой группы» по Сирии. Сами переговоры между правительством Сирийской Арабской Республики и представителями сирийской оппозиции проходили в Женеве под эгидой ООН согласно резолюции Совета Безопасности 2254. Данная резолюция предусматривала вступление представителей сирийской оппозиции и правительства САР в переговоры, которые должны были привести к принятию новой конституции, проведению всеобщих выборов и формированию нового сирийского правительства.
Официально переговорный процесс начался в 2016 году. Переговоры были непрямыми и проходили в формате контактов спецпредставителя генсека ООН по Сирии с той или иной группой оппозиции. В общей сложности в Женеве прошло 8 встреч сторон. Ни одна из них, однако, не принесла никакого прогресса. Последние женевские консультации были проведены в декабре 2017 года. Закончились они взаимными обвинениями сторон. Начать прямые переговоры между сторонами так и не удалось.
С 2017 года переговоры по вопросам сирийского урегулирования начали вестись в Казахстане в рамках так называемого «астанинского формата». Их инициатором выступили Россия, Иран и Турция. В общей сложности состоялось 13 раундов переговоров, последний из которых прошел в августе 2019 года. Их главными итогами стали:
- снижение общей интенсивности вооруженных действий в Сирии;
- установление контактов между Дамаском и вооруженной оппозицией;
- размежевание умеренной оппозиции от террористов;
- обеспечение предварительной подготовки к запуску политического процесса.
Помимо этого процесс урегулирования Сирийского кризиса неоднократно обсуждался в рамках трехсторонних саммитов стран-гарантов астанинского процесса. По итогам этих встреч были согласованы конкретные меры, направленные на улучшение гуманитарной ситуации в Сирии и активизацию политического процесса в стране.
По инициативе Эммануэля Макрона, президента Франции, по вопросам Сирии действует так называемая «малая группа», куда входят Франция, Германия, Великобритания, США, Египет и Саудовская Аравия. Страны-гаранты «астанинского процесса» находятся в тесном контакте с «малой группой» по Сирии.
Первой с начала Сирийского конфликта попыткой собрать на одной переговорной площадке широкий состав участников стал конгресс сирийского национального диалога, прошедший в Сочи в январе 2018 года. В результате было принято решение о создании конституционной комиссии, которая будет работать в Женеве и займется внесением поправок в уже существующую в Сирии конституцию. В рамках конгресса также было принято заявление с принципами будущего устройства страны. Основными из них считаются уважение суверенитета, территориальной целостности и независимости Сирии, а также обеспечение прав всех этнических и конфессиональных групп.