Внешняя политика Российской Федерации
Внешняя политика Российской Федерации – это взаимоотношения России с другими государствами и международными организациями.
Российская Федерация является одним из ключевых участников международных отношений и имеет установленные дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами – членами ООН.
В основе внешней политики Российской Федерации на современном этапе ее развития лежит решение текущих, оперативных задач в различных регионах мира с одной стороны, и отработка новых принципов, механизмов и моделей международного сотрудничества – с другой стороны. В уходящем году ключевыми приоритетами внешней политики России стали выживание и развитие страны в качестве самостоятельной державы в условиях враждебного отношения Запада. В подобного рода условиях особое внимание со стороны властей уделяется укреплению отношений с близлежащими соседями, среди которых страны СНГ.
В настоящее время Российская Федерация придерживается самостоятельного и независимого внешнеполитического курса, продиктованного, прежде всего, ее национальными интересами. В его основе лежит безусловное уважение международного права. Российская Федерация, всецело осознавая свою особую ответственность за поддержание мира и безопасности в мире (как на региональном, так и на глобальном уровнях), нацелена на разработку и реализацию совместных действия со всеми заинтересованными странами ради решения общих задач.
Внешняя политика Российской Федерации характеризуется открытостью, предсказуемостью, преемственностью и последовательностью. Она отражает уникальную, веками сформированную роль России как уравновешивающего фактора в развитии мировой цивилизации и международных делах. Приоритеты внешней политики России определяются интересами национальной безопасности страны с одной стороны, и факторами внешней среды – с другой стороны.
Место СНГ во внешней политике РФ
Содружество Независимых Государств (сокращенно – СНГ) – это региональная международная организация, представляющая собой созданное на добровольной основе с опорой на принципы добрососедства и дружбы объединение независимых и суверенных государств - бывших союзных республик СССР.
Официально соглашение о создании СНГ было подписано 8 декабря 1991 года лидерами трех стран – Российской Федерации, Республики Белоруссия и Украины. На сегодняшний день в состав содружества входят девять государств – участников (рисунок 1). Среди них Россия, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Молдавия, Узбекистан. Туркмения является ассоциированным членом. В качестве стран-наблюдателей участие в СНГ принимают Афганистан и Монголия.
Рисунок 1. Карта СНГ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Содружество Независимых Государств не является Надгосударственным образованием. Оно не принимает общих для своих членов решений (ни обязательных, ни рекомендательных). Саммиты СНГ являются лишь «местом встречи» лидеров стран-участниц интеграционного объединения.
Российская Федерация стремится к построению дружественных отношений с каждой из стран-участниц СНГ. В основе этих отношений лежат следующие принципы:
- равноправие;
- взаимная выгода;
- уважение;
- взаимный учет интересов друг друга.
СНГ и отношения со странами-участницами Содружества имеют весьма важное значение для Российской Федерации, поскольку страны-участницы этого содружества окружаю Россию со всех сторон. СНГ как региональное направление внешней политики Российской Федерации принимает стратегическое значение.
Внешняя политика Российской Федерации в отношении стран-участниц СНГ
Для России развитие взаимоотношений с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, а также последующее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием считаются одними из приоритетных направлений внешней политики, о чем говорится в соответствующей Концепции. Об этом неоднократно заявлял и президент страны – В.В. Путин, назвав СНГ важнейшим направлением работы России на внешнеполитическом треке. Особое внимание в рамках Концепции внешней политики РФ уделяется вопросам расширения стратегического взаимодействия с Белоруссией в рамках Союзного государства как основы развития интеграционных процессов.
Согласно принятой на высшем уровне Внешнеполитической концепции РФ уважает право партнеров по СНГ выстраивать отношения с другими международными субъектами, но при этом выступает за то, чтобы все страны-участницы СНГ в полной мере выполняли взятые на себя обязательства в рамках региональных интеграционных структур с участием России, а также способствовали обеспечению дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества и интеграции на пространстве СНГ.
К числу основных целей, преследуемых внешней политикой РФ в отношении стран СНГ, могут быть отнесены:
- содействие развитию взаимодействия стран-участниц СНГ по вопросам сохранения общего культурно-исторического наследия и расширения сотрудничества в научно-образовательной, гуманитарной и культурной сферах;
- поддержка соотечественников, которые проживают в странах-участницах СНГ, совершенствование международно-правовых инструментов защиты их прав и законных интересов;
- расширение экономического сотрудничества со странами-участницами СНГ;
- наращивание сотрудничества со странами-участницами СНГ в сфере обеспечения безопасности.
В обозримом будущем страны-участницы СНГ по-прежнему останутся одним из важнейших направлений внешней политики РФ. При этом сам характер отношений России и независимых государств, возникших в результате распада СССР, возможно, претерпит определенные изменения. Особый характер этим отношениям по-прежнему будут придавать такие факторы, как тесные этнические связи, культурная и этническая общность, а также географическая близость.