Концепция «баланса угроз» Стивена Уолта
Концепция «баланса угроз» - это теория, затрагивающая проблемы установления союзов между странами и связанные с этим угрозы для каждой страны-участницы.
Эта теория была предложена Стивеном Уолтом. Она является следствием теории баланса сил в международных отношениях. Концепция «баланса сил» заключается в том, что безопасность государства зависит от наличия возможностей доминировать над остальными государствами. Теория Уолта во многом впитала в себя теорию реализма Кеннета Уолтца. Он взял следующие положения:
- Международная система отношений является хаотичной. В ней нет правил игры и верховной власти.
- Каждое государство стремится выжить и укрепить свое положение на международном уровне.
- Чтобы обеспечить безопасность и реализацию целей, страны объединяются друг с другом.
- Альянсы стран действуют на принципах балансирования и примыкания.
Теория «баланса угроз» говорит о том, что страна заключает союз в том случае, если она ощущает угрозу своей стабильности и безопасности. Чтобы выбрать союзника, страна выбирает между примыканием или сбалансированием. Балансирование представляет собой создание союза для защиты государства от других более сильных держав. Примыкание - это создание отношений сотрудничества со страной, которая вызывает наибольшее опасение. Стратегия подходит для государств, наиболее уязвимых, чей потенциал невелик. Еще один вариант – это отсутствие союзников.
Таким образом, концепция «баланса угроз» исходит из принципа «плохой мир лучше крепкой ссоры». То есть, повышенная угроза целостности и безопасности страны заставляет власти искать пути сотрудничества с потенциальным врагом, либо объединять свои усилия с равными странами, чтобы придать себе вес на международном уровне и повысить уровень своей безопасности.
Балансирование и примыкание
Балансирование представляет собой объединение государств для защиты от крупных держав, обладающих геополитической мощью и ресурсами. Уолт считал, что именно эта стратегия используется наиболее часто. Причинами этому факту служат:
- Угроза существованию страны в случае усиления гегемона.
- Если страна идет по пути сотрудничества с гегемоном, то оно является ненадежным. Более сильная страна всегда может изменить свои планы.
- Сотрудничество с более слабыми странами позволяет не только защититься от гегемона, но и усилить собственное положение среди других участников.
Примыкание направлено на установление отношений со страной, представляющей наибольшую угрозу. Этот метод является исключительным, но часто единственным выходом для слабых стран, не имеющих достаточных сил противостоять крупным державам. Если рассматривать союз между странами с неореалистической точки зрения, то он определяется распределением сил в мировой системе, в том числе и материальными возможностями. Уолт, однако выделяет еще несколько условий. Это географическая близость страны, представляющей угрозу. Союзничество возникает охотнее, если угроза находится в непосредственной близости. Наступательный потенциал выражается в военной мощи, возможности страны перейти к наступлению в любой момент. Также учитываются наступательные намерения, то есть захватнические планы других стран по отношению к этому государству.
Применение и критика теории
Наилучшим примером создания коалиций между странами является период «холодной войны», когда мощь СССР пугала большинство стран мира. СССР в то время характеризовался следующим образом:
- Сравнительная близость к ряду союзных США государств.
- Наличие серьезного наступательного потенциала.
- Внушительные макроэкономические показатели.
При этом удаленность США снижала вероятность их нападения на страны Европы. В результате союзничество с Америкой для европейских стран было более выгодным и безопасным.
Совет сотрудничества арабских государств был создан на основе теории баланса угроз. Он выполнял задачи по экономическому сотрудничеству и обеспечивал безопасность стран на фоне возрастающей угрозы со стороны Ирана. Иран находится в непосредственной географической близости к странам Ближнего Востока и по их представлениям он имел агрессивные намерения.
Основная критика теории связана с тем, что для понимания наличия или отсутствия угрозы необходимо обработать слишком большой массив информации, что снижает ее качество и значимость для теоретических исследований. Теорию так же обвиняют в упрощенности подхода, который выделяет несколько значимых факторов и не придает внимания остальным факторам, которые могут подтолкнуть страну на союзничество. Эксперты говорят о том, что внутренние процессы в стране имеют такое же важное значение для принятия решений о союзничестве, как и внешние факторы.
Теория Уолта не учитывает особенности малых государств, поэтому в этом месте теория требует доработки. Определение, которое дал Уолт скорее говорит о добровольной капитуляции, а не о взаимовыгодном сотрудничестве.
После развала СССР США пытались стать единственным гегемоном в мире, что на протяжении 10-15 лет им удавалось. Однако, это не устраивало другие страны мира, поэтому они стали создавать союзы с целью создания противовеса Америке. Сегодня можно говорить о многополярном мире, в котором крупной американской державе приходится считаться с другими государствами. США не выступает против сильных коалиций, а занимается подавлением отдельных государств, в которых действуют деспотичные режимы. Как правило, это страны изолированы и не имеют серьезной поддержки со стороны.
Властные структуры в международных отношениях практически никогда не являются сбалансированными. Власть США больше связана с угрозами, чем с объективной силой. Несмотря на то, что Штаты обладают достаточными ресурсами и военным потенциалом, большинство других держав не относятся к стране, как к реальной угрозе.