Европейская политика на Балканах
Балканы – это группа стран Балканского полуострова на юго-востоке Европы, включающая в себя бывшие республики Югославии.
Бывшие республики Югославии – ныне суверенные государства – представляют особый интерес для Европейского союза. Интерес этот взаимный.
В Балканском регионе Европейский союз реализует политику растущей институциональной структуризации двусторонних отношений. Она включает в себя следующие направления:
- развитие диалога между гражданскими обществами;
- расширение регионального сотрудничества;
- укрепление экономических связей.
Неоднократно Евросоюз проводил на Балканах гражданские миссии с ограниченными задачами. Их примеры приведены на рисунке 1.
Рисунок 1. Примеры гражданских миссий ЕС на Балканах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо прочего Европейский Союз выстраивает сеть двусторонних отношений, ряд из которых усиливается и подкрепляется межправительственными встречами либо встречами министерских комитетов. В качестве ведущих инструментов подобного сотрудничества выступают, например, Центрально-Европейская инициатива и Адриатико-Ионическая инициатива. Они служат потенциальными инструментами-катализаторами для развития и реализации многосторонних проектов в регионе.
Общие вопросы интеграции западнобалканских стран в Евросоюз
Для всех западнобалканских государств вступление в Евросоюз считается одним из важнейших приоритетов внешней политики. Вне рамок ЕС хрупкий балканский мир вновь может оказаться под угрозой, а это, в свою очередь, может создать для остальной Европы серьезные проблемы.
Интеграция западнобалканских стран в Евросоюз способна обеспечить стабильность и благополучие в регионе. Атмосфера доверия может стать основой дальнейшего созидательного процесса, а присоединение к Европейскому союзу повысит возможности балканских государств (как индивидуальные, так и коллективные) достижения прогресса. Однако, эти страны должны создавать в регионе эффективную экономику, не рассчитывая на финансовую помощь со стороны Евросоюза.
В целом в интеграции в Евросоюз заинтересованы не только западнобалканские страны. Их принятие в состав ЕС не вызывает особых разногласий, поскольку Балканы уже давно воспринимаются как неотъемлемая часть Европы. Принципиальная готовность принять в состав Европейского союза балканские страны была официально подтверждена еще летом 2003 года на саммите ЕС в Салониках. В частности, речь шла о таких государствах, как:
- Албания;
- Босния и Герцеговина
- Македония;
- Сербия;
- Черногория;
- Хорватия
В то же время на фоне глубокого концептуального кризиса перспектива принятия в состав Евросоюза дополнительных проблемных государств в лице западнобалканских стран вызывает у европейского общественного мнения некое отторжение.
Налогоплательщики стран Евросоюза в каждом новом кандидате на вступление в ЕС видят страну, которую рано или поздно им придется спасать за счет собственных средств. Еще более усугубляет усталость от расширения наблюдаемый в последнее время кризис европейской солидарности.
Перспективы интеграции западнобалканских стран в Евросоюз
Ситуация на Балканах все еще характеризуется межэтнической напряженностью. Сюда же добавляется неурегулированность межгосударственных отношений.
В Боснии и Герцеговине Евросоюз старается поддерживать территориальную целостность и мультиэтническое устройство страны, представляющее собой некий символ сосуществования групп населения, каждая из которых исповедует свою религию. И все же Босния и Герцеговина не может пока выполнить многочисленные требования для вступления в ЕС. Жизнеспособность государства вызывает определенные сомнения, однако новый передел границ на Балканах для Европы неприемлем. Для устранения дискриминации по этническому признаку необходимо проведение конституционных изменений. В частности, речь идет о внесении поправок в конституцию, для чего требуется сотрудничество боснийских сербов с хорватами и мусульманами. В действительности лишь перспектива вступления в Евросоюз позволит Боснии и Герцеговине окончательно отказаться от политики, ведущей к закрытости и раздробленности, и принять новую модель социального и экономического развития, в основе которой будут лежать интеграция и открытость. Именно поэтому вступление Боснии и Герцеговины в ЕС так важно, поскольку является, пожалуй, единственной возможностью подконтрольного эволюционного развития.
Довольно низкие шансы вступить в Евросоюз демонстрирует и Албания. Ситуация в стране является одной из наиболее неблагополучных в Европе. В то же время Албания получает серьезную политическую поддержку от Италии, поскольку выступает для нее важнейшим поставщиком энергетических ресурсов. На территории Италии проживает множество албанских мигрантов.
За счет своего стратегически важного положения в регионе (как в экономическом, так и в военном отношении) интерес для Европы представляет Сербия. Однако в долгосрочной перспективе у Евросоюза не может не вызывать опасения сербская кандидатура в связи с давними крепкими связями Белграда с Москвой и его неготовностью присоединиться к Североатлантическому альянсу.
Довольно неплохие перспективы вступления в Европейский союз имеет Черногория, которая фактически принадлежит к экономическому пространству Общего рынка и еврозоне. Инвестиционный интерес Евросоюза к этой стране неизменно растет. Черногорию можно считать обнадеживающим примером налаживания двусторонних связей с прочими балканскими государствами. Однако Подгорице нужно определиться с правовым статусом беженцев из Косово.
Неоднократно по различным причинам откладывалось вступление в Евросоюз Хорватии. Сегодня осуждение Готовины и экономические проблемы внутри ЕС привели к снижению уровня поддержки хорватским населением самой идеи присоединения к Европейскому Союзу. На сам процесс интеграции ушло более 10 лет. Хорватия официально стала членом ЕС 1 июля 2013 года.