Гражданское общество в Индии
Гражданское общество – это автономное и саморегулируемое социальное пространство общественных отношений, в рамках которого ясно проявляются различные интересы социального, экономического, политического и иного толка.
Процесс формирования гражданского общества в Индии не завершен и по сей день. Стране пришлось пройти долгий и непростой путь от авторитаризма к демократии. Однозначно ее положение в этом плане некоторые эксперты не могут определить до сих пор.
Современное индийское гражданское общество функционирует и развивается в рамках модели поляризованного развития. Человек, как член гражданского общества, постепенно высвобождается из-под гнетущего влияния кастовых и конфессиональных противоречий, которых, к слову, в Индии довольно много. Путь к современной представительской демократии лежит через преодоление диспаритетов регионального и социально-экономического развития штатов и территорий Индии, представляющей собой многонациональную и полиэтническую страну.
В целом процесс развития гражданского общества в Индии может быть охарактеризован как процесс формирования суверенной личности, направленный на преодоление институциональных и социокультурных препятствий, являющих собой наследие предшествовавших независимости исторических эпох.
История и особенности становления гражданского общества в Индии
Процесс развития гражданского общества в Индии вступил в свою наиболее активную фазу приблизительно в середине прошлого столетия. Определяющим историческим моментом в этом отношении стало обретение Индией независимости от Британской империи. В 1949 году в стране была разработана и принята собственная Конституция, с 1950 года она вступила в силу. С этого момента начался процесс трансформации не только конституционного строя, но и модели общественного развития.
Тем не менее, следует помнить, что многие новые элементы в развитие гражданских отношений на Индостане были привнесены именно в колониальный период развития страны, продлившийся приблизительно с 1757 по 1947 гг. Включение столь обширных территорий в систему мирового рынка потребовало от метрополии формирования определенных духовно-интеллектуальных и политико-правовых оснований, которые были бы способны облегчить восприятие Индией наиболее эффективных и передовых для того времени форм финансовой и экономической деятельности.
Основной целью продвигаемой сверху модернизации выступало построение современного буржуазного государства, которой было бы оснащено основными функциями и институтами, потребными для участия Индии в разделении труда в рамках мирового рынка. В рамках процесса интеграции Индии в мировое эконмическое пространство Британия попутно выстраивала среду, которая потенциально была способна воспринимать профессиональные модели и организационные принципы поведения, характерные для индустриально-капиталистического образа жизни.
Будучи принудительно включенной в общемировую систему общения, Индия имела совершенно необыкновенный опыт – политический процесс, равно как и политическая социализация, значительно опережали сдвиги в социально-экономическом базисе. Таким образом, развитие гражданских отношений в стране активно подталкивалось динамикой развития политических отношений. Для того чтобы сознательные силы Индостана начали рассматривать себя как целостность с общими интересами, отличными от целей, преследуемых имперской политикой Великобритании, потребовалось время.
Эволюция и развитие гражданского общества в Индии в ХХ-ХХI вв.
Лидеры Индии четко понимали, что национальное сознание, формируемое в традициях гражданского общества, представляет собой результат планомерной трансформации индийского общества, включающей в себя:
- длительное просвещение народа Индии;
- культурную социализацию индийского общества;
- вовлечение граждан в ненасильственные общеиндийские политические акции и пр.
Все это требовало создания общенационального движения. Основа современного политического процесса была заложена созданием Индийского национального конгресса. Процессы политической социализации, в свою очередь, способствовали ускорению формирования гражданских отношений в стране.
К началу ХХ столетия процесс установления основ индийского гражданского общества приобрел поступательный характер. В Индии началось становление гражданских отношений и гражданского общества специфического неоклассического типа. Постепенно начала формироваться личность, способная впоследствии превратиться в базовую единицу политического процесса. При этом происходило ее своеобразное раздвоение (рисунок 1).
Рисунок 1. Раздвоение новоколониальной личности в Индии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сохранив высокую степень поляризованности общества и экономики, имперская политика определенным образом деформировала процесс распространения гражданских отношений в Индии. Однако уже в начале ХХ века в стране сформировалась определенная институциональная «паутина», покрывавшая нетронутые ранее политикой регионы и пласты «человеческого материала». Политическая среда в стране развивалась. Вместе с ней общий фон становления гражданских отношений приобрел положительный оттенок.
Основными чертами формирования и эволюции гражданского общества в Индии ХХ века стали следующие особенности:
- развитие институтов гражданского общества в Индии ХХ века стимулировалось развитием правовых отношений между властью и личностью;
- вовлечение в общественно-политические процессы массовых слоев населения, большая часть которого ранее не подвергалась воздействию социализации индустриального буржуазного типа;
- обострение межрелигиозных конфликтов в обществе (прежде всего, между индусами и мусульманами);
- постепенный раскол еще формирующегося гражданского общества по конфессиональным линиям, впоследствии приведший к появлению двух самостоятельных государств – Индии и Пакистана;
- осовременивание наличной социальной структуры до уровня индустриально-буржуазного государства;
- формирование партийно-политической системы независимой Индии как одной из форм проявления гражданских отношений.
Сегодня гражданское общество в Индии служит одним из ключевых элементов обеспечения в стране демократического правления. Большую роль играют общественные и неправительственные организации, берущие на себя выполнение тех функций, которые государство и его представители реализуют неэффективно и/или непоследовательно.