Понятие государственного долга Республики Беларусь
Государственный долг – это результат финансовых заимствований государства, используемых для покрытия дефицита госбюджета.
Государственный долг Республики Беларусь отражает объемы государственной задолженности перед различными категориями кредиторов. К числу последних могут быть отнесены как банки, иные финансовые организации, интернациональные и иностранные корпорации, другие государства, так и физлица, будь то квалифицированные инвесторы или обычные граждане.
Государственный долг Республики Беларусь поддается традиционной классификации. В зависимости от того, кому задолжало государство, он подразделяется на внешний и внутренний. В первом случае в роли кредиторов выступают другие страны, иностранные компании и частные инвесторы, а во втором – речь идет об обязательствах перед собственными гражданами, отечественными корпорациями и фондами.
По балансу задолженности и всех видов накоплений белорусский госдолг может быть положительным или отрицательным. Очевидно, что власти страны стремятся к тому, чтобы поддерживать государственный долг Республики отрицательным.
В зависимости от источников погашения государственный долг Республики Беларусь может быть условно подразделен на два вида;
- активный;
- пассивный.
Под активным государственным долгом следует понимать госдолг, который погашается за счет доходов от инвестиционных проектов, непосредственно на которые были направлены государственные займы и кредиты. К пассивному государственному долгу относится долг, погашаемый за счет рефинансирования текущего долга или за счет доходов госбюджета. Анализ статистической информации позволяет говорить о том, что большая часть привлеченных внешних государственных кредитов Республики Беларусь относятся к категории пассивных. Их доля варьируется от 41% до 77% за последние 10 лет. Большая часть внешних государственных займов приходится на облигации, размещаемые на внешних финансовых рынках.
Сегодня наличие государственного долга считается неотъемлемой составной частью функционирования макроэкономических систем всех государств мира. Объясняется это, прежде всего, тем, что отношения относительно формирования, погашения и обслуживания госдолга существенным образом влияют на состояние государственных финансов, инвестиционный климат страны, структуру потребления, возможности и характер развития международного сотрудничества.
Общая характеристика государственного долга Республики Беларусь
Согласно официальной информации по состоянию на начало 2021 года государственный долг Республики Беларусь составлял порядка 57,8 миллиардов рублей, что на 29 % или 13 миллиардов рублей больше аналогичного показателя 2020 года. Уже к 1 января 2022 года этот показатель вырос еще на 0,5 миллиардов рублей или 0,86 % в относительном выражении. В общем виде структура государственного долга Республики представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура государственного долга Республики Беларусь по состоянию на 01. 01. 2022. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как видно из рисунка 1, большая часть государственных заимствований приходится на внешние источники. Общая величина внешнего государственного долга Республики составляет 18 220,5 миллионов долларов США или 26,7 % к ВВП. На долю внутренних заимствований приходится порядка 11 845,6 миллионов белорусских рублей, что эквивалентно 6,8 % к ВВП. Общая величина государственного долга Республики Беларусь по отношению к ВВП страны составляет около 33,5 %.
Основными источниками формирования внутреннего госдолга Республики выступают кредиты Нацбанка, гарантийные обязательства Правительства, а также займы, выдаваемые в виде ценных бумаг, эмитируемых от имени Минфина, Совмина и иных уполномоченных институтов. На протяжении последних лет внутренний долг Беларуси относительно стабилен.
Для современного этапа развития международных отношений характерно наличие достаточно высокого государственного долга у большей части развитых стран мира. В Республике Беларусь он не превышает установленного в рамках национального законодательства порога (45 % к ВВП) и рекомендованного Международным валютным фондом порога для развивающихся государств (50 % к ВВП).
Управление государственным долгом Республики Беларусь на современном этапе
В Республике Беларусь используются различные средства и механизмы управления государственным долгом страны. Их целесообразно рассмотреть в разрезе классификации госдолга на внешний и внутренний.
Для управления внутренним долгом Республики Беларусь могут правительством страны могут использоваться следующие меры:
- эмиссия денежных средств для проведения контролируемой инфляции;
- снижение расходов бюджета в целях минимизации его дефицита;
- повышение налоговой нагрузки на население и бизнес в целях пополнения бюджета;
- реструктуризация задолженности посредством рефинансирования уже имеющихся долгов.
В виду того, что повышение внутренней задолженности в экономике любого государства считается менее опасным, нежели наращивание внешних заимствований, власти Республики больше внимания уделяют именно управлению внешним долгом страны. Ключевую роль в стратегии управления внешним долгом Республики Беларусь играет регулирование платежного баланса. При этом к числу основных мер его стабилизации относятся стимулирование развития экспорта услуг, развитие экспорта в целом и рационализация импорта, а также регулирование иностранных инвестиций.
Эксперты необходимым условием наращивание благоприятных и сокращения негативных последствий воздействия госдолга на экономику Республики Беларусь считают выстраивание эффективной системы управления им, способной учитывать и принимать во внимание всю специфику экономической ситуации в стране. Управление государственным долгом осуществляется государством и контролируется его высшими органами.