Понятие и сущность государственного регулирования внешней торговли
Государственное регулирование внешней торговли - это регулирование государством сферы внешнеторговых отношений.
На сегодняшний день все государства мира активно взаимодействуют между собой в различных сферах, включая экономическую. Одной из наиболее распространенных форм международных отношений между странами в сфере экономики выступает международная или внешняя торговля. Выступая основой внешнеэкономической деятельности, она может вестись как от лица государств, так и между отдельно взятыми субъектами экономики (предприятиями, организациями, фирмами).
Оплотом государственного регулирования внешней торговли выступает разработка и реализация внешнеторговой политики страны. В общем смысле она представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными ее направлениями считаются:
- политика свободной торговли;
- протекционизм.
В первом случае государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, роль основного регулятора отводя рынку. Речь здесь идет о либерализации торговых и внешнеэкономических связей между государствами и снижении барьеров, которые препятствовали бы их развитию. Во втором случае имеет место быть защита отечественной экономики и иностранной конкуренции, а в некоторых случаях – и захват внешних рынков. Крайней формой протекционизма считается экономическая автаркия, при которой страна ограничивает импорт исключительно тем товарами, изготовление которых внутри страны невозможно.
Внешнеторговая политика, проводимая тем или иным государством, может преследовать различные цели, будь то обеспечение экономического роста, сохранение экономической и/или политической независимости страны, поддержание стабильности национальной валюты, обеспечение страны необходимыми ресурсами и пр.
Методические основы государственного регулирования внешней торговли
Методы государственного регулирования внешней торговли представляют собой те способы и инструменты, посредством которых государство регулирует сферу внешнеторговых отношений на различных уровнях иерархии.
В основе государственного регулирования внешней торговли лежит использования тарифных и нетарифных методов (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методы тарифного порядка предполагают регулирование внешнеторговых связей страны посредством системы таможенных пошлин. Методы нетарифного регулирования включают в себя все остальное. Рассмотрим тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли более подробно.
Тарифные методы регулирования внешней торговли
Под таможенными пошлинами понимается разновидность акцизного налога, который взимают таможенные органы при перемещении товаров через государственную границу.
Таможенные пошлины поддаются множественной классификации по различным основаниям. Так, в зависимости от объекта налогообложения они подразделяются на экспортные, импортные и транзитные, а в зависимости от способов взимания могут быть адвалорными (процент от таможенной стоимости товара), специфическими (исчисляются в денежных единицах с определенного количества товара) или комбинированными. По своему происхождению они делятся на автономные и договорные. В зависимости от типов ставок они могут быть постоянными и переменными.
Обычно таможенные пошлины выполняют три базовых функции. Ими являются:
- регулирующая функция (регулирование выходящих и входящих товарных потоков);
- протекционистская функция (защита отечественных товаропроизводителей);
- фискальная функция (пополнение государственного бюджета).
Базируются таможенные пошлины на таможенных тарифах. В общем смысле под ними понимают перечень ставок таможенных пошлин, которые применяются по отношению к импортируемым и экспортируемым товарам. Таможенные тарифы служат важным инструментом государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с рынком внешним.
Пошлины и тарифы утверждаются на государственном уровне либо на уровне торговых союзов и исполняют функцию налога.
Нетарифные методы регулирования внешней торговли
Нетарифные барьеры представляют собой ограничения внешней торговли, не опосредованные использованием таможенных пошлин. К числу нетарифных методов государственного регулирования внешней торговли относятся методы прямого и косвенного ограничения.
Меры прямого ограничения определяются осуществлением количественного контроля и включают в себя такие инструменты, как лицензирование, квотирование, компенсационные сборы и пошлины, антидемпинговые пошлины и соглашения о добровольных ограничениях экспорта.
Меры косвенного ограничения носят неколичественный характер и включают в себя два основных направления – совокупность мер, не направленных на какие-либо конкретные ограничения, либо совокупность финансовых мер, регулирующих экспортно-импортные потоки.
Таким образом, к числу основных нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли могут быть отнесены лицензирование, квотирование, эмбарго, субсидии, налога на экспортно-импортные операции, административные барьеры и валютный контроль.
В системе международных отношений в сфере экономики нетарифные метолы государственного регулирования внешней торговли подразделяются на несколько категорий:
- количественные;
- скрытые;
- финансовые.
Первые основаны на квотировании, лицензировании и «добровольном» ограничении экспорта. Вторые включают в себя политику государственных закупок, внутренние налоги и сборы, технические барьеры, а также требования относительно содержания местных компонентов. Третьи определяются экспортным кредитом, субсидиями и антидемпинговыми мерами.
В отдельную категорию выделяются негосударственные методы регулирования внешней торговли, включающие в себя установление режимов торговли и сами торговые договора.