Экспорт – это торгово-финансовые операции по вывозу из страны товаров, услуг, технологий для их реализации за рубежом, без обязательств по обратному ввозу.
Значения экспорта в современной торговле
Торговля как способ формирования и получения прибыли с товаров и услуг за счет их перепродажи другим лицам от производителя используется человечеством с древнейших времен и является одним из значимых факторов его развития. В древнем мире торговые пути, связывавшие Европу с Северной Африкой, Ближним и Дальним Востоком, обеспечивали европейскую цивилизацию разнообразными товарами от благовоний и пряностей, до шелка и фарфора. При этом поставки в Римскую Империю, а затем средневековую Европу дешевого папируса имели стратегическое значение. С разрывом торговых путей, в следствии арабского завоевания Северной Африки, Европа лишилась экономичного средства для создания и переписывания книг, что привело к разрыву процесса возобновления знаний и стало одним из существенных факторов наступления Темных Веков.
С наступлением Нового времени, с его научно-техническим прорывом, великими географическими открытиями и формированием промышленности, значение экспортной торговли выросло неимоверно. Экспортная торговля, возможность использовать стабильные внешние рынки сбыта для своих промышленных товаров, стала рассматриваться как один из главных показателей экономического благосостояния и мощи наций. Именно поэтому великие европейские империи стремились к завоеванию колоний, которые использовались уже не столько для разграбления местных богатств, сколько как защищенные рынки сбыта промышленной продукции метрополии, а также источники дешевого сырья и рабочей силы.
В двадцатом веке по итогам двух мировых войн колониальная система мира была демонтирована, колонии перестали быть исключительными и защищенными рынками своих метрополий, в результате чего потеряли свое значение и достаточно быстро были «освобождены». В рамках новой либеральной системы мира, со сложившимся общемировым рынком, торговлей и системой мирового разделения труда, экспорт играет еще большую роль. Объем и структура экспорта определяют не только финансовое благополучие государства, но также и его место среди развитых, развивающихся или третьих стран мира.
Важным показателем является способность страны диверсифицировать собственную экономику, наладить экспорт не только дешевого сырья, которым может быть богато то или иное государство, но также и высокотехнологичных товаров, и готовых изделий с высокой степенью обработки, имеющих наибольший процент добавочной стоимости в сравнении с тем же сырьем. Однако высокая степень конкуренции на мировых рынках и рынках других стран, обусловленная либерализацией мировой торговли, равенством торговых условий для всех стран в рамках таких организаций как ВТО, делают невозможным эффективный выход на внешние рынки нового производителя без существенной поддержки государства.
Виды форм государственной поддержки экспорта
Существующие и использующиеся в настоящее время формы, и методы поддержки экспорта со стороны государства можно разделить на 4 основных категории:
- Налогово-административные меры;
- Финансовые меры;
- Торгово-политические меры продвижения;
- Специальные меры.
Наиболее часто в рамках развивающихся стран, в том числе и в России, используются налогово-административные и финансовые меры, поскольку они связаны с действиями и принятием решений внутри своей страны и проще в осуществлении. Наиболее часто используются такие меры как возмещение НДС и других налогов при экспорте продукции, а также освобождение от НДС при экспорте услуг; экспортные субсидии и кредиты, направленные на развитие производства товаров, предназначенных для экспорта за рубеж. Прямое субсидирование является одним из скрытых механизмов протекционизма, поскольку позволяет производителю снизить издержки на производство продукции и продавать ее по более выгодной цене, чем иностранные конкуренты. По этой причине субсидирование отдельных областей, например, сельского хозяйства, ограничено различными международными договоренностями (ВТО и т. д.).
Также государство осуществляет страхование экспортных кредитов для банков и страхование экспорта от политических рисков, что позволяет экспортным организациям чувствовать себя более уверенно, вне зависимости от политических перипетий.
Важным блоком налоговых и финансовых мер является привлечение прямых инвестиций в создание экспортных производств, что достигается за счет целого комплекса мер, таких как снижение налогов на экспорт компаний с участием иностранного капитала, организация зон экспортного производства (технопарков, наукоградов и т.д.), установления таможенных льгот в отношении ввоза сырья, покупка высокотехнологического оборудования и лицензий на производство экспортных товаров, а также стимулирование производителя в участии в мировых производственных цепочках.
Торгово-политические и специальные меры
Широко используются также и торгово-политические меры стимулирования экспорта. К ним можно отнести:
- участие в международных торговых организациях (ВТО, ЕАЭС и т.д.);
- развитие и унификация торгово-налогового законодательства;
- выдача кредитов иностранным государствам под закупку отечественных товаров (наиболее часто используется в атомной энергетике, инфраструктурных проектах, военном сотрудничестве);
- обмен задолженностей стран на участие в зарубежном бизнесе;
- организация господдержки бизнеса за рубежом.
Менее популярными, но не менее значимыми является использование специальных мер поддержки. Хотя их конвертация в увеличении объемов экспорта не всегда очевидна и не имеет прямой линейной зависимости, данные меры направленны на перспективу и обеспечение будущего роста экспортной торговли. К ним относят расширение информационной поддержки и представительства РФ и российского бизнеса за рубежом, создание высококвалифицированных кадров в области экспортной торговли, организацию специальных комиссий по реализации мер поддержки экспорта, в том числе с привлечением представителей бизнеса, разработка стратегий и государственных планов развития как промышленной сферы, так и внешнеэкономической деятельности страны.