Общая характеристика Каспийского региона
Каспийский регион – это территория, расположенная на стыке Европы и Азии, примыкающая к одноименному морю-озеру Каспий (рисунок 1).
Рисунок 1. Каспийский регион. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каспийский регион привлекает к себе внимание ряда стран не только благодаря своим запасам углеводородов (прежде всего, нефти и газа), но и за счет особенностей своего геостратегического положения, в основе которого лежит сочетание двух составляющих:
- военно-стратегической значимости региона (расположен на стыке Европы и Азии, на пересечении межнациональных и межконтинентальных транспортных коридоров «север-юг» и «восток-запад»);
- его ресурсной обеспеченности.
С позиции геополитических построений Каспийский регион входит в состав так называемого «стратегического энергетического эллипса», который включает в себя два крупнейших в мире углеводородных резервуара – Каспийское море и Персидский залив.
Особый интерес к Каспийскому региону проявляют такие страны, как Россия, США, Китай и государства Евросоюза. Свои права на Каспий заявляют все пять прикаспийских государств (Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан и Туркменистан).
Рассмотрим расстановку сил и экономико-политическую ситуацию в Каспийском регионе более подробно.
После распада Советского Союза и появления на геостратегическое карте мира новых независимых центрально-азиатских государств геоэкономическая и геополитическая ситуация на Каспии претерпела существенные изменения. Выросло число вызовов и угроз региональной безопасности, сопряжённых с распространением международного терроризма, организованной преступности, религиозного экстремизма. Результатом стала эскалация напряженности в регионе.
В результате кризиса правового режима Каспийского моря, который был зафиксирован еще в рамках советско-иранских договоров 1921 и 1940 гг., произошло нарушение статус-кво в Каспийском регионе. На постсоветском пространстве появились новые игроки (Азербайджан, Туркменистан, Казахстан), для которых нефтяные месторождения Каспийского региона превратились в действенный политический рычаг, позволяющим им упрочить свои позиции на мировое арене. Началась острая борьба за ресурсы и недра Каспия. Соответственно, актуализировалась проблема проработки нового комплекса правовых норм, способных обеспечить регулирование вопросов разграничения Каспийского моря, условий разработки и эксплуатации его природных ресурсов.
На фоне региональных трансформацией произошли структурные изменения в расстановке сил Каспийского региона. В частности, речь идет об активизации политики внерегиональных игроков, таких как США, Евросоюз и Китай. Постепенно упрочняя свое политическое, экономическое и военное присутствие в Каспийском регионе, они сумели заполнить геополитический вакуум, который образовался после распада Советского Союза. В целом справедливо говорить о том, что за последние два-три десятилетия в Каспийском регионе закрепился «геополитический плюрализм».
Проблема «раздела» Каспийского моря
Для Каспийского региона весьма актуальна проблема раздела акватории Каспийского моря. Определяется она двумя составляющими:
- неясность статуса Каспия – море или озеро;
- способ раздела моря на национальные сектора или исключительные экономические зоны.
Рассмотрим их более подробно.
До сих пор нет единства позиций относительно того, чем же является Каспий – морем или озером, т. е. внутренним водоемом. Если рассматривать Каспий как внутренний водоем, то он должен быть полностью разделен на национальные сектора. Если же относиться к нему как к морю, то территориальные воды будут занимать лишь полосу в 12 миль (около 22 км) от берега. Далее следует исключительная экономическая зона государства (напомним, что сегодня на Каспий претендуют 5 прибрежных стран – Россия, Иран, Туркменистан, Азербайджан и Казахстан). Контроль над большинством видов деятельности в ней принадлежит соответствующим государствам, при этом зона остается открытой для судоходства, прокладки труб и кабелей, полета авиации и пр. (в том числе третьими странами).
Что касается вопроса раздела Каспийского моря на национальные сектора либо исключительные экономические зоны, то тут есть три варианта:
- поровну между всеми пятью прибрежными государствами, т. е. по 20%;
- по срединной линии, равноудаленной от берегов стран-соседей (при этом имеется 2 способа определения этой срединной линии – по географическим широтам и стандартный);
- граница территориальных вод Ирана – линия Астара–Атрек согласно старым советско-иранским договорам, прочее – по срединной линии.
Еще одну проблему из себя представляет высокая степень изменчивости береговой линии Каспийского моря, что приводит к необходимости либо постоянного пересмотра морских границ, либо отсчета границ от фиксированной линии, которая не зависит от текущей береговой линии.
И по сей день позиции сторон по данному вопросу остаются до конца не урегулированными.
Прочие экономико-политические проблемы Каспийского региона
Одной из важных политико-экономических проблем Каспийского региона выступает конкуренция между альтернативными маршрутами транспортировки каспийских углеводородов и сырья из соседних регионов. На Каспии сталкиваются интересы России с одной стороны, Европы и США – с другой стороны. В последние годы активизировался и Китай.
Страны Запада активно пытаются оттеснить Россию с основных позиций в Каспийском регионе. В попытках противостоять растущей угрозе российская сторона планирует строительство трубопровода, проходящего по дну Каспийского моря. Некоторые эксперты считают, что все совершаемые ЕС и США манипуляции в регионе преследуют за собой несколько иную цель, а именно – отвлечение России от других международных вопросов и проблем.
К числу экономико-политических проблем региона также относятся и относительно низкие темпы экономического роста (около 4 %), и недостаточная диверсификация экономики прибрежных государств. К числу прочих проблем может быть отнесена чрезмерная зависимость переводов из-за рубежа, коррупция и недоиспользование капитала.