Общая характеристика экономического кризиса 2008-2010 гг.
Мировой экономический кризис – это кризисное состояние мировой экономики, резко обозначившееся с 2008 года.
К возникновению кризиса в 2008 году привело множество факторов. Основные и наиболее значимые из них в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Ключевые факторы возникновения мирового финансового кризиса 2008-2010 гг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разные страны и регионы мира выходили из острой фазы кризиса в разное время. Кому-то это далось легче, у кого-то этот процесс прошел сложнее. Последствия кризиса весь мир ощущает до сих пор.
Кризис 2008 года стал серьезным экономическим потрясением, как для всей мировой экономики, так и для ведущих держав мира и крупных государств Европы. В контексте трансатлантических экономических отношений он повлек за собой потерю доминирующих позиций на мировых рынках и усиление тенденций, способных сместить центр мировой хозяйственной деятельности в Азию. Со временем банковский кризис середины 2008 года перерос в столкновение экономических систем и образов жизни во всем мире.
Кризис 2008-2010 гг. подчеркнул недостатки сложившейся системы экономических отношений между США и ФРГ. Стало очевидно, что трансатлантическая экономика далеко не безупречна. Дефицит торгового баланса США и профицит баланса Германии создали диспропорции и привели к разности приоритетов двух стран. Договориться о мерах поддержки, спасения и развития двум странам было очень непросто.
Влияние экономического кризиса 2008-2010 гг. на американо-германские отношения в сфере экономики
Экономические трудности в Еврозоне осложнили выход американской экономики из рецессии. Правительств США настояло на более решительных действиях. В результате США оказали поддержку Евросоюзу через механизмы МВФ. Не позволяя доллару упасть по отношению к евро, американцы дали европейским производителям дополнительные преимущества. Несмотря на отсутствие механизмов прямого влияния на ситуацию в Европе, США запустили механизмы косвенного воздействия.
Экономика Евросоюза, включая экономику Германии, была важна для Штатов не только как неотъемлемая составляющая трансатлантичесикх торговых отношений, огромный рынок сбыта и важнейшая часть финансовой системы, выстраиваемой американцами, но и в виду потенциальных последствий для международных отношений в целом и национальной безопасности в частности.
Одним из ключевых партнеров США в Европе выступала и сейчас выступает Германия. В период кризиса парламентарии двух стран активно прорабатывали возможность реализации различного рода инициатив, направленных на укрепление и дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества. Одной из наиболее масштабных инициатив, направленных на поддержку трансатлантической экономики и увеличение рабочих мест, стало устранение как можно большего числа преград для инвесторов и бизнесменов по обе стороны Атлантики.
Немецкие парламентарии не оспаривали необходимости устранения торговых барьеров. Тем не менее, они предлагали расставлять приоритеты мер борьбы с кризисом несколько иначе. ФРГ считала, что банки, деятельность которых стала причиной кризиса, должны были заплатить как за оказанную им помощь, так и за последствия кризиса. В частности, речь шла о необходимости перестройки всей финансовой системы Запада. Без США такая перестройка была невозможна.
США же смотрели на ситуацию несколько иначе. Результаты расследования, проведенного специально созданной независимой федеральной комиссией, показали, что надзорный контроль за действиями финансовых институтов, его недостаточность или отсутствие не могли стать единственной или основной причиной кризиса. В то же время сенаторы США утверждали, что влияние банков на политическую ситуацию в США гораздо меньше, нежели в Европе, а более жесткий контроль не приносит результатов. Америка утверждала, что реформы необходимо проводить внутри самой Германии
В виду того, что фундаментальные причины кризиса лежали далеко за плоскостью отдельно взятых национальных экономик, для обеих стран необходимы были структурные изменения. К 2010 году двум государствам удалось достичь некоего компромисса. В Совместном заявлении Трансатлантического экономического совета были озвучены следующие инициативы:
- создание американской стороной рабочих мест;
- устранение торговых барьеров;
- ужесточение контроля за деятельностью финансовых организаций;
- унификация стандартов отчетности;
- создание системы раннего предупреждения о финансовых опасностях.
Стоит отметить, что не по всем вопросам у США и ФРГ были спорные позиции. В 2009 году А. Меркель поддержала намерения Б. Обамы относительно открытия рынков быстрорастущих экономик для европейских и американских товаров. Прежде всего, речь шла о рынках Индии и Китая, в отношении которых действовали прямые и косвенные ограничения.
В то же время, Германия не готова была идти на поводу у США. Немцы не спешили вкладывать деньги в международные организации, в которых США имели полный контроль над ситуацией (например, МВФ). Вместо этого они стали создавать собственные фонды. Одним из них стал Европейский стабилизационный фонд.
Последствия экономического кризиса 2008-2010 гг. для экономических отношений США и ФРГ
Кризис 2008-2010 гг. в контексте американо-германских отношений следует рассматривать не только как провал экономики, но и с точки зрения тех возможностей, которые он в себе несет для развития отношений между США и ФРГ. Только лишь благодаря совместным усилиям странам удалось выйти из кризиса с наименьшими потерями. В то же время, эти совместные усилия заложили основу для взаимовыгодного двустороннего сотрудничества в будущем.
Кризис 2008-2010 гг. сумел подтолкнуть Вашингтон и Берлин к поиску компромисса по Дохийскому раунду ВТО, непосредственно предполагавшему необходимость расширения полномочий этой организации в сферах:
- международной конкуренции;
- инвестиционной деятельности;
- защиты окружающей среды;
- социальной защищённости участников экономических процессов.