История создания и участники ЕАЭС
Евразийский экономический союз (сокращенно – ЕАЭС) – это международное интеграционное объединение, учрежденное Договором о Евразийском экономическом союзе и обладающее международной правосубъектностью.
ЕАЭС имеет непростую историю. В июле 2010 года в составе России, Казахстана и Белоруссии начал работу Таможенный Союз. В 2011 году главами государств была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой впервые было заявлено о необходимости формирования Единого экономического пространства как следующем шаге к этапу интеграционного строительства. В начале 2012 года в силу вступило порядка 17 межгосударственных соглашений, выступающих правовой основой формирования Единого экономического пространства. В том же году было принято решение о подписании всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.
Договор о создании ЕАЭС был подписан в мае 2014 года главами трех государств (Россия, Белоруссия и Казахстан). В октябре-декабре того же года к Договору присоединилось еще два государства – Армения и Кыргызстан. В настоящее время именно эти пять стран являются полноправными членами ЕАЭС (рисунок 1). В настоящее время ведутся переговоры о вступлении в ЕАЭС Ирана.
Рисунок 1. Состав ЕАЭС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Статус страны-наблюдателя в ЕАЭС имеет Молдавия, а с конца 2020 года – еще Куба и Узбекистан. В общей сложности уже более 50 государств в том или ином формате проявили интерес к сотрудничеству с Союзом.
В настоящее время в рамках Евразийского экономического союза функционирует внутренний рынок товаров, осуществляется единое таможенное регулирование и свободное перемещение товаров между территориями стран-членов (без государственного контроля и декларирования), действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран, а также применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС
Цели и задачи ЕАЭС
ЕАЭС ставит перед собой определённые цели и задачи. Рассмотрим их более подробно.
Основными целями создания Евразийского экономического союза выступали:
- создание условий для стабильного развития национальных экономик стран-участниц как основы повышения уровня жизни их населения;
- обеспечение всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран-членов.
В целом цели ЕАЭС аналогичны целям иных схожих международных объединений. Его сущностным предназначением выступает улучшение состояния стран-участниц Союза за счет интеграции. Для реализации этой цели странам-участницам потребуется решить целый ряд задач. Основной из них, по мнению экспертов, выступает формирование единого рынка в рамках союзного объединения.
В настоящее время в рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения капитала, товаров, услуг и рабочей силы. Особых успехов странам удалось добиться в создании единого рынка рабочей силы (гражданам стран-участниц предоставлены равные права при трудоустройстве на территории всего Евразийского союза).
Между станами-участницами ЕАЭС проводится скоординированная, согласованная и единая политика в отраслях экономики. В отношении третьих стран применяются единые меры нетарифного регулирования. К их числу могут быть отнесены разрешительный порядок или запрет ввоза (вывоза) товаров, автоматическое лицензирование и исключительное право на импорт и экспорта товаров, а также их количественные ограничения.
На территории стран-участниц ЕАЭС сформировано единое таможенное пространство. Все таможенные барьеры вынесены на внешние границы Союза. За счет Таможенного кодекса ЕАЭС существенно уменьшено время на таможенные операции. В то же время, до сих пор не решенными остаются вопросы, касательно единого технического регулирования. В частности, отсутствует унификация стандартов и методик измерения, а по ряду товаров признаются лишь национальные документы об оценке их соответствия.
К числу основных задач ЕАЭС могут быть отнесены:
- наращивание экспорта продукции обрабатывающей промышленности;
- импортозамещение промышленных товаров на общесоюзном рынке;
- ускорение технологического развития промышленных комплексов стран ЕАЭС.
На ближайшую перспективу одной из важных задач, стоящих перед ЕАЭС, выступает расширение использования национальных валют для увеличения взаимного товарооборота. Россия, Казахстан и Беларусь уже продвинулись в этом направлении – при взаиморасчетах они уже сейчас используют свои национальные валюты.
Структура управления ЕАЭС
ЕАЭС имеет довольно сложную управленческую структуру. В общем виде органы управления Союза представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Органы управления ЕАЭС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Высшим органом управления ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет. Собирается от не реже 1 раза в год, а в его состав входят главы государств-членов Союза. Все решения, принятые Советом, считаются обязательными для исполнения на всей территории ЕАЭС.
Общее регулирование интеграционными процессами осуществляет Евразийский межправительственный совет, участие в котором принимаю главы правительств. Собирается он в среднем раз в полгода.
Ответственность за обеспечения условий функционирования и развития ЕАЭС несет Евразийская экономическая комиссия. Она же отвечает за разработку предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза. В состав Евразийской экономической комиссии входят Совет и Коллегия, 23 департамента и 20 консультативных комитета. Основными направлениями ее деятельности являются:
- таможенное администрирование;
- таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
- установление торговых режимов в отношении третьих стран;
- ведение статистики взаимной и внешней торговли;
- зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
- взаимная торговля услугами и инвестиции;
- энергетическая и валютная политика;
- естественные монополии;
- охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ, услуг;
- прочее.
Обеспечением применения странами-членами и органами ЕАЭС Договора о ЕАЭС и других международных договоров в рамках Союза занимается Суд ЕАЭС.