Ассоциация «Совет Белого моря»
«Совет Белого моря» - это ассоциация межрегионального уровня, которая действует в рамках Северного экономического района на Европейском Севере России.
В 1997 году в Архангельской области был проведен Соловецкий форум, где одним из вопросов стало расширение сотрудничества с Мурманской областью, Республикой Карелия и с Ненецким автономным округом. Для этого было предложено создать межрегиональный Совет Белого моря. Он должен был решать вопросы взаимодействия между субъектами РФ в регионе. Совет обеспечивал бы устойчивое социально-экономическое развитие.
Создание Совета способствовало повышению качества рационального использования водных ресурсов, а также развитию аквакультуры. Также был создан Северный научно-промысловый совет.
Создание Совета Белого моря и основные направления его работы были обсуждены на общей встрече в 1999 году. В результате была принята Декларация о межрегиональном сотрудничестве. Однако, руководители областей до конца не понимали значимость такого объединения, поэтому можно сказать, что на период 2000-2005 года Совет не функционировал. Причиной тому стало соперничество региональных властей.
Координация деятельности Совета Белого моря осуществляется в соответствии с положениями Соглашения. Предполагалось, что региональное объединение будет строить и развивать свои отношения на основе партнерства и равенства. Также ожидалось, что будут создаваться и реализоваться совместные социально-экономические программы. Если одна из сторон решит выйти из Совета, то ей необходимо в письменной форме уведомить об этом за шесть месяцев до даты ожидаемого выхода.
Сотрудничество в Баренцевом регионе
Зимой 1993 года в Норвегии была проведена встреча, на которой встретились Скандинавские страны, РФ, Исландия. Стороны сошлись в том, что необходимо развивать сотрудничество на данной территории. Развитие Баренцева Евро-Арктического Региона должно способствовать стабильности в регионе, а партнерство должно прийти на смену конфронтации между сторонами.
На встрече было решено создать Совет БЕАР для того, чтобы придать импульс намечающемуся сотрудничеству. Деятельность Совета должна следовать принципам устойчивого развития, который закреплены в Повестке дня XXI века и в декларации Конференции в Рио. Цель работы Совета – содействие устойчивому развитию территорий и установлению партнерских отношений. Совет стал местом решения проблем и вопросов в многостороннем сотрудничестве в сфере экономики, туризма, сохранения окружающей среды, культурного обмена.
Также Совет БЕАР предполагает расширение и принятие всех желающих стран. Участники признали наличие особенностей региона, а значит, необходимости специального подхода к организации взаимодействия. Для скандинавских стран характерен свой уникальный уклад отношений, который было предложено распространить на работу Совета. Со стороны России в состав объединения вошли Мурманская и Архангельская области, которые также входя в «Совет Белого моря».
Сотрудничество между странами в регионе направлено на развитие торговли, промышленного сотрудничества, инвестиций. Также был признан потенциал в сфере развития энергетического потенциала при условии сохранения экологической безопасности в регионе. Еще одним важным аспектом сотрудничества стало сотрудничество в научно-технической сфере. Взаимодействие между странами также осуществлялось в сфере развития региональной инфраструктуры, культурных связей.
Ассоциация "Совет Белого моря". Оценка ее необходимости в условиях Баренцева сотрудничества
Организация координированной региональной политики является одним из инструментов сохранения целостности территориального образования. Современное законодательство РФ предоставляет его субъектам возможность становиться участниками международных отношений и в пределах своих полномочий осуществлять внешнее взаимодействие с другими странами.
Вышло так, что «Совет Белого моря» стал частью Совета БЕАР. Ситуация на территории России такова, что эффективного взаимодействия между субъектами РФ в данном регионе добиться не удалось. Сложности связаны с разницей интересов, проблемах и приоритетах каждого субъекта. Даже участие в БЕАР не способствует сближению регионов. При этом европейские страны ставят конкретные цели. Получается, что эффективного взаимодействия в данном направлении не получается, так как нет единой цели и совместных усилий по сближению со скандинавскими странами.
Стоит отметить, что изначальные цели Совета Белого моря и БЕАР во многом совпадают. Это означает, что если бы российские территории вовремя приняли проект Соглашения, то это бы сильно упростило взаимодействие с европейскими странами. Проблема в том, что с российской стороны нет единства.
Хотя для субъектов РФ взаимодействие с развитыми странами Европы, имеющими высокий уровень социально-экономического развития, было бы выгодным. Это способствовало бы развитию экономического, торгового сотрудничества, а значит, позволило бы создать дополнительные рабочие места и положительным образом повлиять на уровень жизни населения.
Таким образом, развитие внутреннего сотрудничества на территории России может стать шагом на пути к более эффективному взаимодействию на международном уровне. Сложные условия и общие социально-экономические проблемы должны стать отправной точкой для сближения. Объединение усилий позволит регулировать воздействие на окружающую среду.
Предпринятая попытка объединить области региона могла бы быть успешной, но сложности возникают из-за особенностей взаимодействия властей, нежелания развивать сотрудничество. Из-за этого теряется достаточно выгодное взаимодействие со странами, опыт которых в освоении Северных морей был бы полезен для российских территорий.