Политика «мягкой силы»
Политика «мягкой силы» - это способность получать желаемые результаты во взаимо отношениях с другими государствами за счёт привлекательности собственной культуры, и ценностей, а не принуждения либо вложения финансовых ресурсов.
Она противопоставляется «жесткой силе» и принуждению, открытой агрессии. Впервые этот термин ввел Джозеф Най. Под «мягкой силой» он понимал язык и культуру как средство построения коммуникации и сближения народов. Он предлагал использовать их в качестве основных инструментов влияния на деловые связи и политику.
До появления концепции «мягкой силы» существовала теория «культурно-идеологической гегемонии». Она была разработана еще в 30-е годы. Ее широко применяли неоконсерваторы в Америке и в Западной Европе. Есть мнение, что идея мягкой силы рассматривалась еще в Древнем Китае.
Считается, что «мягкая сила» - это теоретическое понятие, на практике же применяются средства публичной дипломатии. Публичная дипломатия представляет собой комплекс мер, который нацелен на информирование иностранных граждан и государств, а также на установление долгосрочных контактов. Обычно для распространения информации данным методом используется сеть организаций и учреждений, позволяющих влиять на мнение иностранных граждан.
Целью публичной дипломатии можно назвать установление и расширение диалога между зарубежными партнерами и гражданами своей страны. Этот вид дипломатии применяется не только государствами, но и международными организациями для того, чтобы установить конструктивный диалог с разными обществами. Например, активным игроком публичной дипломатии является ЕС, в военно-политической жизни этим игроком стал НАТО.
К политике «мягкой силы» сейчас переходит большинство ведущих держав мира. Стало понятно, что открытая агрессия и вооруженные конфликты подрывают репутацию страны и ведут к негативным последствиям для нее самой. В условиях глобализации все страны так или иначе связаны друг с другом, поэтому потребовалось найти новые инструменты взаимодействия друг с другом.
Английский язык как фактор «мягкой силы»
Английский язык является одним из самых распространенных языков в мире. Он остается важнейшим международным средством общения. Причиной этому послужило распространение языка во времена, когда Британская империя создавала колонии по всему миру. В 20-21 веке английский язык распространяется благодаря влиянию США. Он является родным для жителей Африки, Азии, Австралии и Северной Америки. После того, как британские колонии обрели независимость, часть из них сохранила английский язык в качестве основного.
Использование языка является одним из инструментов политики «мягкой силы». Сегодня распространение влияния проходит в разных формах, в том числе в выражении языка и в коммуникации. Важно понимать, что язык является одним из социально-политических факторов, которые влияют на процессы в обществе. Специалисты выделяют две составляющих языка – управление языком и языковую политику. Также они указывают на то, что язык остается мощным механизмом доминирования и установления гегемонии в процессе языкового употребления.
«Мягкая сила» подразумевает использование культуры, идеологии, политической ориентации. Все это можно донести через вербальные средства выражения, поэтому распространение языка позволяет зарубежным гражданам в более полном объеме понимать особенности англоговорящего государства. Ресурсом в данном случае становятся ценности, которые транслирует страна.
Сегодня США являются страной, распространяющей свое влияние через все возможные каналы воздействия, в том числе, с помощью «мягкой силы». Когда европейцы заселяли Северную Америку, то они столкнулись с сильным сопротивлением со стороны местного населения. В результате они пришли к выводу, что необходимо их обучать своему языку. Распространение английского языка помогло распространить закон, правила, ценности и нормы, характерные для западноевропейской культуры того времени.
Английский язык как средство «мягкой силы» во внешней политике США
Принудительное внедрение английского языка стало частью политического курса США еще с самого момента появления этого государства. В начале 20 века в США разрабатывались программы по обмену студентами с другими странами. Тогда считалось, что данный шаг даст в будущем власть и влияние в разных странах мира для американского правительства.
В 60-е годы при правлении президента Кеннеди было создано Агентство США по международному развитию. Политикой «мягкой силы» начало заниматься Бюро по делам образования и культуры Госдепартамента США. Оно курирует различные программы для студентов из разных стран, что позволяет повысить престиж данного государства у иностранных граждан. Бюро реализуются программы по профессиональному обмену. Благодаря такому подходу, интерес к изучению английского языка в мире растет. Подразумевается, что получить американские гранты могут только интеллектуально развитые образованные и одаренные люди, которые впоследствии смогут влиять на события своей страны и нести американские ценности.
Сегодня еще одним средством распространения американского влияния стал Интернет. Большинство социальных сетей создано в США. Интернет стал важным звеном в формировании публичной интернет-дипломатии.
СМИ тоже стали средством распространения «мягкой силы». Кроме того, средства массовой информации существенно сокращают разрыв между политической властью и ее решениями и народом. Обычные граждане сегодня через Интернет, опросы могут влиять на политический курс и в некоторых случаях выступать против политических действий.
При правлении Обамы Интернет стал основным инструментом публичной дипломатии. Через социальные сети удалось восстановить доброжелательные отношения с большинством стран мира. Высокопоставленные чиновники стали участниками публичных сетей, выставляя свои семейные фото. Так они смогли сблизиться с аудиторией и показать другую сторону работ властных структур.