Определение вертикальной структуры
Существующие в большинстве компаний организационные структуры отвечают принципам построения вертикальной структуры управления.
Вертикальная организационная структура – структура управления компанией, предполагающая наличие определенной иерархии, когда более низкие уровни управления подчиняются высшим.
Практически любая компания в своей структуре, независимо от ее вида и формы, имеет элемент вертикальности. Сотрудники компании всегда подчиняются генеральному директору (напрямую или через своих непосредственных руководителей) или другому лицу, стоящему во главе компании. Вертикальность организационной структуры определяется количеством уровней подчинения и наличием у каждого из сотрудников единственного руководителя.
Вертикальная структура по-другому часто называется иерархической или бюрократической.
Характеристики вертикальной структуры
Для вертикальной структуры управления организацией характерна высокая степень централизации принятия решений. Во главе компании стоит один человек (иногда группа людей, например, Совет Директоров), у которого в непосредственном подчинении находятся все другие руководители подразделений и сотрудники. Все стратегические решения принимаются практически единолично, а операционные решения не могут быть проведены в жизнь без участия руководителя. С одной стороны, такая организационная структура обеспечивает высокий уровень контроля над происходящими в компании процессами, а с другой – сильно расширяет зону ответственности руководителя организации и увеличивает нагрузку на него.
Другой характеристикой организации с высокими показателями вертикальности организационной структуры является формализация. Формализованные процессы позволяют ускорить принятие операционных решений и четко обозначить границы ответственности каждого сотрудника и (или) подразделения. Однако высокий уровень формализации бизнес-процессов оказывает негативное влияние на креативность сотрудников, проявление ими инициативы.
«Высота» организации
В качестве параметра вертикальности организации часто используют так называемую высоту.
Высота организации – количество последовательно подчиненных уровней управления.
Компания с большими показателями «высоты» организационной структуры представляет собой систему с большим количеством уровней управления. Это может свидетельствовать о крупных масштабах деятельности организации, когда рост уровней управления соответствует росту штата компании и объема ее бизнес-процессов.
В то же время «высокая» организационная структура говорит о том, что руководство компании, скорее всего, находится достаточно далеко от потребителей и клиентов. Другими словами, для того, чтобы информация о предпочтениях клиентов, которую быстрее и эффективнее всего получают самые низшие слои управления, находящиеся в непосредственном контакте с потребителями, дошла до руководства, необходимо приложить серьезные усилия по передаче информации через множество управленческих уровней.
На каждом уровне иерархии информация видоизменяется, так как руководитель этого уровня принимает решение о ее важности, значимости и необходимости последующей передачи. Такая деформация данных о потребителях может привести к серьезным ошибкам при принятии руководством стратегических решений.
Удаленность от потребителя является ключевой проблемой, связанной с вертикальной организацией.