Суть управления качеством
Качество – это обозначение чего стоящего, особенного, то, что выделяет один продукт (товар) на фоне другого.
Качество не появляется само по себе, товар или услуга становиться качественной только за счет грамотного управления и понимания того, что нужно современному потребителю, какие признаки и характеристики товара имеют большее значение, а какие меньшее.
Управление качеством – это целый процесс, который организуется персоналом и руководящим составом предприятия, с целью поменять определенные качества товара или услуги по средствам контроля, прогнозирования, планирования и других основных функций менеджмента, чтобы товар или услуга стали более качественными.
Значение процесса управления качеством
Качество понятие многогранное, но в последнее время этот вопрос очень остро стоит как среди потребителей, так и среди производителей. Производить поистине качественный товар это целый управленческий процесс, который требует вовлечь в себя большое количество персонала, материальных ресурсов, финансовых, ресурсов контроля и т.д.
Руководящему составу предприятия, прежде всего, надо понимать, как процесс управления качеством влияет на организацию, а затем все эти способы управления качеством использовать для разработки и внедрения системы гарантийного обслуживания товара или услуги.
Качество непосредственно влияет на предприятие и его деятельность, так, например, это сказывается на формировании затрат предприятия, на изменения цен товара или услуг, на производительность, также качество может даже привести к полному разорению организации и т.д.
Качество и его виды
Качество товара или услуги может определяться двумя способами:
- материальные (физические) качества,
- моральные (нематериальные).
К физическим качествам относят: состав, строение, форма, упаковка, соответствие стандартам ит.д.
К нематериальным характеристикам качества относят: дизайн, простота, удобство ит.п.
Последствия некачественного товара
Если среди физических характеристик качества есть изъяны или брак, дефекты, то массовое производство таких товаров может привести к полному закрытию и прекращению бизнеса в целом. Поэтому процесс управления качеством здесь играет немаловажную роль.
Среднего качества товар, у которого ряд заявленных характеристик не отвечает требованиям или выполнены недолжным образом, также влияют на бизнес с негативной точки зрения, потеря доли клиентов, недовольство, потеря имиджа и репутации.
Процесс управления качеством непрерывный, он начинается с момента становления бизнеса и выпуска товара до момента, когда товар куплен и уже находится в пользовании владельца. Чаще всего организации заканчивают процесс управления качеством на этапе продажи товара, что является основой ошибкой, не оценив удовлетворенность клиента, по умолчанию считаю, что с товаром все в порядке и клиент доволен, хотя зачастую бывает и не так.
В дальнейшем неудовлетворенность клиентов будет расти, скорее всего, пройдет небольшой промежуток времени, и организация будет осознавать, что допустили ошибку, но времени на исправление будет уже немного, у покупателей уже сложиться мнение о товаре и о его качестве и изменить это мнение будет уже очень сложно.
Таким образом, налаживая новое производство или внедрение нового товара на рынок необходимо уделять особое внимание процессу управления качеством, назначать ответственных лиц, постоянно анализировать результаты продаж и отзывы клиентов о товаре, быть в курсе, что выпускают на рынок конкуренты, какие у них преимущества в схожем товаре и т.д.