Важнейшим критерием функционирования предприятия является качество его продукции. Темпами научно-технического прогресса, повышение технического уровня, рост эффективности производства оказывают влияние на интенсификацию экономики производства и оказывают огромное влияние на конкурентоспособность. Одной из самых актуальных проблем для любого предприятия является проблема повышения качества продукции, особенно когда этот показатель оказывает всё большее влияние на повышение эффективности производства.
Характерной особенностью нашего времени является рост качества произведённого товара. В условиях преобладания неценовой конкуренции, высокой насыщенности рынков, основополагающим фактором успеха выступает именно качество продукции. Оно по праву относится к важнейшим критериям деятельности любого предприятия и способно определить степень выживаемости организации в рыночных условиях, темпы роста эффективности производства и научно-технического прогресса.
Понятие качества регламентировано ГОСТ и, согласно ему, под качеством принято понимать совокупность свойств продукции обуславливающих её пригодность выполнять и удовлетворять определённые потребительские потребности. Понятие качества тесно связано с такими понятиями как:
Конкурентоспособность достигается благодаря тому, что качественные и стоимостные характеристики товара в большей степени соответствуют ожиданиям потребителя по сравнению с такими же характеристиками товара конкурента.
Действия, осуществляемые при создании, эксплуатации и потребления продукции, и направленные на поддержание необходимого уровня её качества, принято понимать под управлением качеством продукции. Объектами управления являются характеристики качества продукции, а также факторы и условия, так или иначе влияющие на её качество. Субъектами же управления являются лица и различные органы, функционирующие на различных уровнях и реализующих функции управления качеством в соответствии с общепринятыми нормами и методами. Сам механизм управления качествам представляет совокупность объектов и субъектов управления, связанных между собой и используют общие принципы, методы и функции управления на различных этапах производственного пути.
Механизм управления качеством, своей целью имеет выполнение основных целей, направленных на повышение качества, ими являются:
Также к числу подсистем по управлению качеством принято относить подсистемы планирования и прогнозирования технического уровня и качества, регулирования качества в производстве, контроля качества, учёта и анализа изменений уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.