Вопросы качества товаров и услуг
Современная рыночная экономика диктует повышенный интерес к вопросам качества продукции. Это обуславливается наличием серьёзной конкурентной среды. Конкуренция по своим методам может носить ценовой и неценовой характер. Одним из типов неценовой борьбы является вопрос качества продукции.
Качество товаров и услуг также оказывают высокое влияние и на качество образа жизни. Поэтому проблема качества продукции является стратегически важной и ещё долгое время будет актуальна. От решения данного вопроса зависит стабильность экономических показателей предприятия. Процесс улучшения качества включает в себя деятельность ряда производств, коллективов, сфер. Он необходим не только с целью получения прибыли от сбыта товара, но и обществу в целом.
Существует прямая связь между вопросами качества и повышения эффективности производства. Повышение качества ведёт к снижению затрат, увеличению доли рынка, а значит и к повышению производительности производственного процесса.
Проблемы управления качеством
Проблема управления качеством продукции, объединяющей в единую систему разнообразные элементы, проектирование и производство которых происходит на отдельных предприятиях, является весьма актуальной. Она не может оставаться незамеченной и ждёт своего решения.
Первое препятствие для производителей выражается в отсутствии системных подходов к вопросам управления качеством. В отсутствии интегрированных в производственный процесс компонентах качества, выполняющих роль анализаторов и корректировщиков. Зачастую, каждый производитель решает вопросы качества в частном порядке. Целью каждого производителя видится повышение ценности только собственной продукции, то есть только одной части сложной технической системы. Это приводит к повышению стоимости отдельного элемента системы, однако не повышает стоимость системы для потребителя.
В данной ситуации, улучшенные качественные характеристики отдельного элемента системы, компенсируются низкими свойствами других.
Вторым препятствием является отсутствие общей концепции повышения качества основанной на принципах комплексной стандартизации.
Этапы повышения уровня качества
Повышение уровня качества продукции требует комплексного подхода. Можно выделить основные этапы:
- планирование цели повышения качества. Требуется анализ номенклатуры, показателей качества, требований и нормативов. Определение требуемых показателей качества для обеспечения конкурентоспособности товара;
- разработка единой модели системы повышения качества, а также теоретических основ совместимости элементов в рамках единой системы. Это позволит определить количественные показатели качества, а также параметры возможных производственных допусков. Этот этап требует надёжных математических моделей используемых при описании системы, а также соблюдения ряда требований по комплексной стандартизации и культуре производства;
- оценка эффективности проекта и его корректировка с учётом требований рынка.
Каждый из этих этапов можно более глубоко детализировать, определить и идентифицировать ответственности, а также определить частные направления работ каждого из участников. Переход от общих целей к частным, позволит повысить конечное качество продукции в заданных размерах и в определённые сроки. Подобная интерпретация концепции «каждый сам за себя» имеет место быть заменена на «один за всех и все за одного». Таким образом, можно превратить негативную проблему в вопросе качества в один из составных элементов процедуры по его увеличению.