Качество и ИТ
Часто значение термина «качество» понимают по-разному. В российском варианте GMP - Отраслевом стандарте ОСТ 42-510-98 качество определяется, как совокупность признаков, которые характеризуют свойства готового продукта, соответствие применению и параметрам технологического процесса. Получается, что качество — это, по сути, соответствие спецификации.
Качество — это очень сложное понятие, поэтому система управления качеством является непростым объектом для автоматизации. Анализ ключевых параметров системы управления качеством дает возможность определить главные этапы разработки, а также внедрения сертификации СМК.
Необходимой частью этих процессов является формализация всех процессов. На этом этапе:
- описывают все имеющиеся процедуры;
- проводят согласование инструкций;
- обеспечивают стартовую платформу для работы.
На этой фазе востребованы информационные технологии для хранения большого объема неструктурированных и структурированных данных. Здесь целесообразно использовать только специализированные инструменты, средства поиска по контексту, средства обеспечивающие поиск в больших массивах документов и дающие возможность совместной работы над любыми документами.
Очень важен этап внедрения и функционирования. Разделить эти этапы невозможно, так как процесс внедрения системы менеджмента качества по своей сути непрерывен. На данном этапе важно:
- сохранить актуальность документов на каждом рабочем месте;
- обеспечить поэтапное согласование документов в случае их изменения;
- соблюдать последовательный жизненный цикл документов;
- обеспечение бесперебойной работы механизмов защиты информации, аутентификации.
Аудит - это отдельная стадия управления качеством, так как происходит в отличное время от развертывания и совершенствования системы менеджмента качества. Аудит часто проводится сторонними организациями. В процессе аудита и сертификационных проверок ищутся бреши в системе. Задача организации показать работоспособную систему и продемонстрировать соответствие различным формальным правилам. Задачи данного этапа:
- разработка процесса «демонстрации» соответствия;
- снижение временных непроизводительных затрат на прохождение аудита.
Основные направления использования ИТ
Эффективность использования современных информационных технологий зависит от соответствия уровней управления качеством, а также сфер применения компьютерных технологий.
Самыми важными направлениями применения компьютерных технологий на разных уровнях систем качества являются:
- контрольное место, где компьютерные технологии используются для управления, а также определения измеренных значений при работе с автоматами, измерительными машинами;
- управление контролем качества, уровень которого обеспечивает передачу информации, служит для уплотнения полученных на контрольном месте данных;
- управление предприятием, которое включает сохранение полученных данных, расчет расходов на анализ и контроль продукции, передачу информации;
- управление качеством, которое включает оценку данных, которые получены контролем.
Роль информационных систем
Информационные системы играют решающую роль в системе управления качеством. Спектр задач в этой области достаточно широк. Основные выгоды от применения ИС следующие:
- снижение трудоемкости разработки документации;
- обеспечение «связности» документов;
- снижение стоимости и продолжительности аудитов при параллельном снижении рисков и стресса;
- репликация СМК на схожее предприятие в короткие сроки.
Самыми удобными инструментами ИТ, используемыми в мировой практике для управления качеством, являются:
- Documentum;
- ARIS;
- Oracle E-Business Suite.