Управление качеством продукции и процессов в организации осуществляется через реализацию ряда управленческих функций.
Функция прогнозирования
Прогнозирование в управлении качеством касается потребительских нужд и взаимосвязанного с ними уровня качества продукции. Данная функция является связующим звеном между требованиями потенциальных потребителей продукции и возможностями их технической и экономической реализации. Именно прогнозирование позволяет компании выявить потребительские нужды для их последующего удовлетворения путем создания соответствующей продукции надлежащего уровня качества.
Прогнозирование на некоторый период времени позволяет компании определить необходимую номенклатуру, ассортимент выпускаемой продукции и требуемый потребителями уровень ее качества. В то же время с помощью прогнозирования определяются требования к продукции, которая находится в разработке, или возможности совершенствования существующих продуктов.
Функция планирования
Планирование управления качеством продукции предполагает не только повышение уровня качества существующей продукции, но и разработку новых продуктов в соответствии с выявленными на этапе прогнозирования нуждами потребителей. В рамках планирования осуществляется разработка планов по выводу на рынок новых продуктов, выводу с рынка морально устаревших продуктов, а также планов по улучшению качества продукции, находящейся на пике своего жизненного цикла.
Функция разработки
Реализация данной функции состоит в процессе разработки и создания производственных возможностей для новой продукции, которая превосходит существующую по техническим параметрам и уровню качества с учетом нужд потребителей.
Функция обеспечения качества
Реализацию функции обеспечения качества продукции можно условно разделить на три части:
- технологическое,
- метрологическое,
- материально-техническое обеспечение.
Технологическое обеспечение предполагает наличие на предприятии технологий, необходимых для производства разработанного продукта в соответствии с планом. Метрологическое обеспечение качества представляет собой своевременное и точное измерение различных параметров производимой продукции, что необходимо с целью эффективного контроля качества. Материально-техническое обеспечение состоит в поставках необходимых материалов для запланированного производства продукции.
Функция обучения персонала
Эффективное управление качеством в организации невозможно без соответствующей подготовки сотрудников, прямо и косвенно задействованных в процессе производства продукции. Организация должна осуществлять обучение и повышение квалификации своих сотрудников различных уровней и подразделений в области методов и инструментов повышения качества, а также основ безопасности производства.
Информационная функция
Управление качеством основывается на взаимоотношениях между поставщиками и потребителями в широком смысле. Производитель продукции должен взаимодействовать с потребителями с целью выявления их нужд и способов удовлетворения, а также с поставщиками и партнерами для обеспечения поставок материалов или комплектующих надлежащего уровня качества.
Функция контроля
Контроль качества нацелен на предотвращение выпуска бракованной продукции, которая не соответствует требованиям каких-либо стандартов. Стандарты могут быть установлены законодательно, добровольно в рамках сертификации или внутриорганизационно. Производимая продукция контролируется на соответствие установленным требованиям.
Функция стимулирования
Стимулирование повышения уровня качества производимой компанией продукции нацелено на обеспечение работы системы менеджмента качества как неотъемлемой части деятельности организации. Успешное управление качеством предполагает процесс непрерывного улучшения и совершенствования как уровня качества продукции, так и самой системы менеджмента качества и производства продукции.