Социальная эффективность менеджмента характеризует степень использования потенциальных навыков и творческих способностей каждого работника и трудового коллектива в целом. Она позволяет оценить успешность разрешения социальных коллективных задач.
Рисунок 1. Эффективность менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как оценивается эффективность менеджмента?
На практике социальную эффективность менеджмента оценивают с помощью экономических показателей. Но, к сожалению, такая односторонность результатов без учета социальных критериев влечет за собой негативные последствия, в результате чего предприятию необходимо тратить лишние средства на их ликвидацию.
Чтобы оценить социальную эффективность менеджмента необходимо соотнести полученные результаты и произведенные затраты.
Социальные результаты деятельности предприятия в данном случае – это квалификация работников, условия труда, мотивация и организация их деятельности.
Произведенными затратами могут выступать расходы на повышение квалификации кадров, на покупку технических средств управления, постройку жилья для работников предприятия, покупку путевок для санаторно-курортного лечения сотрудников.
Показатели социальной эффективности менеджмента не могут выражаться через соотношение полученных социальных результатов деятельности организации и произведенных затрат, поскольку они имеют разные масштабы, измерители и опосредованную связь. Также большинство социальных результатов не зависят от материальных затрат и не имеют пропорциональности между собой.
Исходя из этого социальную эффективность менеджмента целесообразно характеризовать только результирующими показателями, не учитывая при этом ресурсные.
Оценка социальной эффективности при помощи системы показателей
Качественно оценить социальную эффективность менеджмента целесообразно при помощи системы показателей, которую можно разделить на 4 группы.
К первой группе относятся показатели, которые характеризуют условия труда сотрудников предприятия:
- психологический и моральный климат в коллективе;
- удовлетворенность сотрудников своей работой;
- эмоциональная нагрузка на рабочем месте;
- уровень травматизма и заболеваемости сотрудников предприятия;
- обеспечение работников санитарно-гигиеническими помещениями;
- поддержание оптимального температурного режима в рабочем помещении;
- правильная освещенность рабочего места;
- интенсивность и напряженность трудового процесса;
- шумовое загрязнение и уровень запыленности рабочего помещения;
- рациональное замещение труда и отдыха;
- внутренняя культура структуры организации;
- уровень автоматизации и механизации трудового процесса;
- внедрение компьютеризации в административно-управленческий труд.
Показатели, что характеризуют социально-бытовые потребности работников, это:
- обеспеченность жилым помещением работников и членов их семей;
- обеспечение детей сотрудников дошкольными учреждениями;
- обеспечение работников организации лечебными учреждениями;
- предоставление работникам путевок в санаторно-курортные организации;
- обеспечение культурными и просветительными учреждениями работников организации;
- средняя заработная плата сотрудников предприятия;
- текучесть кадров;
- уровень социальной и культурной активности сотрудников.
Показатели социальной эффективности менеджмента, которые характеризуют профессиональную квалификацию работников, это:
- уровень общего образования сотрудников;
- уровень профессионализма работников;
- уровень квалификации;
- уровень экономической образованности сотрудников;
- уровень правовых познаний кадров предприятия;
- уровень культурной образованности работников.
Основными показателями социальной эффективности, которые характеризуют мотивацию и организацию труда, являются дисциплина труда, участие сотрудников в выработке и принятии управленческих решений, уровень оснащенности и организации рабочего места. Также к показателям данной группы относятся наличие у работников нормативной документации. Немаловажную роль играет моральное и материальное стимулирование сотрудников предприятия, соотношение неформальных и формальных структур.
Показатели социальной эффективности менеджмента, которые характеризуют уровень или состояние тех или иных явлений, называются статическими.
В дополнении к ним могут быть динамические критерии, что характеризуют развитие социальных явлений. Стоит отметить, что рост одних показателей, таких как обеспеченность сотрудников жильем, уровень квалификации и механизации труда говорят о повышении социальной эффективности менеджмента. А вот рост таких критериев, как уровень конфликтности и заболеваемости сотрудников, говорит о снижении эффективности. При этом производится сравнение базовых показателей с фактическими, что позволяет судить о реальных социальных изменениях в коллективе данной организации.
Рисунок 2. Эффективность менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как определяются показатели социальной эффективности менеджмента?
Показатели социальной эффективности менеджмента можно определить с помощью метода экспертных оценок, анкетирования сотрудников предприятия, а также при помощи статистической и экономической отчетности. Причем некоторые показатели не могут выражаться количественно, а другие – определяются с известной степенью условности. Данные показатели характеризуют ту или иную часть социальной эффективности менеджмента. Разносторонне ее можно оценить при помощи обобщающего показателя, для расчета которого используется методологический подход.
В первую очередь, выбирается несколько основных характеристик с учетом ее специфики. Далее при помощи метода экспертных оценок сопоставляется значимость указанных показателей и степень его важности. В роли экспертов могут выступать работники экономической службы предприятия, главные специалисты или директор. Наряду с данным методом можно применять способ корреляционного анализа. Его принцип основан на расположении показателей по уменьшению их важности, после чего производится попарное сравнение соседних значений, и на основе сравнения решается вопрос об их значимости.
Интегральный показатель социальной эффективности менеджмента получают путем суммирования произведений оценок частных показателей на соответствующие весовые коэффициенты. Применяя данный метод, можно сравнить социальную эффективность управления предприятием в различные периоды, а также эффективность управления родственными предприятиями.
Используя показатели эффективности можно диагностировать систему менеджмента, предупредить возникающие отклонения, определять причины неэффективного управления, корректировать дальнейшую работу органов управления. Помимо этого можно создать систему мотивации сотрудников предприятия, поставить оплату их работы в определенную зависимость от эффективности деятельности.