Основы инновационного корпоративного управления
Корпорация представляет собой особую форму организации бизнеса, для которой характерна долевая собственность на капитал, самостоятельный юридический статус и передача управленческих функций профессиональным менеджерам.
Корпоративное управление сопряжено с особой формой организации взаимоотношений участников корпоративных отношений. В его основе лежит обеспечение баланса их интересов с одной стороны, и обеспечение подотчетности высшего менеджмента – с другой.
Более низшим уровнем корпоративного управления выступает корпоративный менеджмент, непосредственно связанный с управлением корпоративными структурами (стратегическим и тактическим).
Сам по себе корпоративный сектор считаемся одним из основных центров инновационного развития. Именно здесь создается и развивается большая часть инноваций. Постоянное техническое развитие обеспечивает корпорациям определённые конкурентные преимущества в технологических областях и является заломом стратегического развития в долгосрочной перспективе.
Условия функционирования и развития рынка требуют от бизнеса непрерывного развития инноваций во всех областях его деятельности, включая:
- научно-техническую область;
- инфраструктуру и управление корпорацией;
- маркетинг и пр.
Как показывает практика, отраслевые лидеры все чаще обращают внимание на необходимость проведения собственных исследований и разработок. В результате происходит масштабное разворачивание сетей взаимодействия с партнерами. Все это неизменно приводит к необходимости эволюции самих систем корпоративного управления исследованиями и разработками, а также его инновационного развития.
В современном мире систематизация корпоративного управления инновациями превращается в один из важнейших факторов долгосрочного развития корпоративного бизнеса. В его основе лежат управление инновационной деятельностью корпорации с одной стороны и инновационное развитие самой системы корпоративного управления – с другой. Рассмотрим их более подробно.
Корпоративное управление инновационной деятельностью в России
Корпоративное управление инновационной деятельностью включает в себя несколько базовых элементов. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые элементы корпоративного управления инновационной деятельностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стратегическое управление предопределяет необходимость обеспечения взаимосвязи инновационных процессов с общекорпоративной стратегией развития бизнеса. Взаимодействие отдельных элементов корпоративных информационных систем требует своего регулирования, а их взаимосвязь с элементами компании и ее внешнего окружения предопределяет фокусировку усилий корпорации с инновационной области.
На уровне генерации идей обеспечивается формирование креативной среды и информационной базы для подготовки и запуска инновационных проектов.
В основе разработки новых продуктов лежит множественная совокупность мероприятий, начиная от формирования бизнес-кейсов и заканчивая внедрение продуктов в производство и их вывод на рынок.
На уровне управления портфелем обеспечивается управление всей совокупности инновационных проектов согласно общей стратегии развития корпорации.
Управление процессами предполагает необходимость реализации процессных принципов управления в качестве инструмента обеспечения соответствующего уровня качества управления созданием инноваций.
Организационная структура выступает в качестве основы, обеспечивающей прозрачность управления инновационной деятельностью корпорации на различных уровнях организации и их взаимодействие с иными подразделениями компании.
Все большую роль в последние годы приобретает управление персоналом. Особое внимание удаляется вопросам его обучения и развития, а также созданию креативно-творческой среды и инновационно-направленной мотивации.
Сегодня инновационная деятельность все чаще выделяется в отдельное направление деятельности корпоративных структур. В то же время она оказывается прочно вплетена в систему корпоративного управления.
Инновационная деятельность и ее развитие являются ключом к успешному росту в долгосрочной перспективе и позитивно сказываются на обще конкурентоспособности бизнеса, а, следовательно, и на рыночной стоимости корпорации. Именно поэтому в России ей уделяется все больше внимания.
Тем не менее, инновации затрагивают не только сферу производства. Свое отражение они находят и в трансформации самой системы корпоративного управления. Рассмотрим их более подробно.
Инновации в корпоративном управлении
В настоящее время корпоративное управления, система его построения и организации находятся на стадии динамичного, инновационного развития. Основные причины подобных трансформаций представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Причины развития систем корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, в основе инновационного развития систем корпоративного управления лежит целая совокупность факторов внешней и внутренней среды.
Предопределяющую роль в развитии систем корпоративного управления играю три базовых фактора:
- рост рыночной стоимости бизнеса;
- совершенствования законодательной базы;
- развитие деловой практики.
Основополагающим толчком к инновационному развитию систем корпоративного управления последних лет в России послужил пересмотр Кодекса корпоративного управления, произведенный Банком России в 2014 году, а также изменение ряда других документов.
Инновации коснулись таких сфер, как права и обязанности акционеров, организация, деятельность и функции совета директоров, социальная ответственность бизнеса, транспарентность бизнеса и пр. В результате были расширены перспективы построения эффективных систем корпоративного управления в российских корпорациях, позволяющие снизить вероятность возникновения корпоративных конфликтов и повышающие перспективы привлечения инвестиций.